Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
Совершая паломничество на Святую Землю, в Израиль, человек словно попадает в пространство Библии и встречается с её героями. Может быть, в этом одна из главных целей путешествия?
Сегодня мы говорим о праматери Ревекке и стихотворении Петра Вяземского «Палестина».
Место действия — Древний Израиль. Время действия — около двух тысяч лет до Рождества Христова.
В 1850 году поэт пушкинского круга Пётр Андреевич Вяземский совершил паломничество в город Иерусалим, на Святую Землю. Творческим результатом поездки стали путевые заметки «Путешествие на Восток» и несколько поэтических произведений, одно из них — стихотворение «Палестина».
Пейзажи пустынь и сюжеты из жизни бедуинов переплетаются в нём с авторскими размышлениями на библейские темы. Поэт вспоминает людей, живших на этой земле давным-давно, во времена Ветхого завета.
Вот под сенью палаток
Быт пустынных племён;
Женский склад — отпечаток
Первобытных времен.
Вот библейского века
Верный сколок: точь-в-точь
Молодая Ревекка, Вафуилова дочь.
Из книги Ветхого Завета «Бытие» известно, что отец Ревекки, Вафуил, жил в Месопотамии (это на территории современного Ирака), и приходился племянником Аврааму.
Повинуясь голосу Бога, Авраам с семьёй перешёл жить на новые земли, позднее получившие название Палестина. Когда сын Авраама, Исаак, вырос, пришло время найти ему жену, схожую по вере и обычаям. Авраам отправил слугу в Месопотамию, чтобы тот подыскал для сына невесту из рода своего брата Нахора.
Прибыв в Харран, что в переводе означает «город Нахора», слуга встретил возле колодца красивую, приветливую девушку.
Это была Ревекка, приходившаяся Аврааму дальней родственницей. Вот как в стихотворении Вяземского «Палестина» изображена Ревекка в тот момент, когда она появляется возле колодца с водоносом, то есть с кувшином для воды на плече.
Голубой пеленою
Стан красивый сокрыт;
Взор восточной звездою
Под ресницей блестит.
Величаво-спокойно
Дева сходит к ключу,
Водонос держит стройно,
Прижимая к плечу.
Ревекка помогла слуге Авраама напоить его верблюдов, была доброжелательна и расторопна — и тот увидел во встрече возле колодца знак Божий.
От лица своего господина слуга попросил у Вафуила руки его дочери для сына Авраама — и получил согласие. Исаак женился на Ревекке и полюбил её всем сердцем.
Двадцать лет Ревекка оставалась бесплодной, что, по обычаям того времени, было веским основанием для развода, но Исаак не оставил любимой жены. Через двадцать лет супружества у них родились близнецы — Исав и Иаков.
Ещё будучи беременной, Ревекка узнала от пророков предназначение своих сыновей — им обоим было суждено стать родоначальниками двух народов. Причём потомки старшего будут в подчинении у младшего. Потомки двенадцати сыновей Иакова образовали двенадцать племён израильского народа.
Образ библейской Ревекки нашёл отражение во многих произведениях мировой литературы и искусства.
Вот и в стихотворении Петра Вяземского праматерь Ревекка является олицетворением Палестины — ведь это её многочисленные потомки унаследовали палестинские земли.
В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том…
Сегодня 12 мая. Международный день медицинских сестер. О служении медсестёр, — протоиерей Василий Гелеван.
Сегодня 12 мая. Фомино воскресенье. О первом воскресении после Пасхи Христовой, — протоиерей Игорь Филяновский.
Деян., 14 зач., V, 12-20 Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Когда наш…
Гость программы — профессор Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, доктор философских наук Сергей Александрович Лишаев.…
В двадцатых годах минувшего века после Гражданской войны Россию охватили разруха и голод. В связи с тяжёлым положением в стране,…
This website uses cookies.