Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
Среди указаний, которые Господь дал еврейскому народу через пророка Моисея в книгах Ветхого Завета, есть повеление оставлять на полях остатки урожая. Второзаконие предписывает не возвращаться на поле за забытым снопом, не обивать тщательно плоды маслины и не усердствовать чрезмерно, собирая виноград. Вторит ему и Левит, запрещая жать хлеб до края поля и собирать упавшие с деревьев плоды. Священное писание ясно указывает, что оставленное на полях поможет пропитаться странникам, сиротам и вдовам. Устами пророка Бог призывает иудеев вспомнить, что они сами терпели нужду в египетском плену, и быть милосердными к бедным.
Были ли подобные правила у других народов на Ближнем Востоке во времена Ветхого Завета? Исторические документы, обнаруженные группой археологов из Пенсильванского университета США в начале двадцатого века на территории Ирака, позволили дать положительный ответ на этот вопрос.
Комментарий эксперта:
Исследуя обширную территорию к востоку от реки Тигр, американские археологи обнаружили развалины древнего города Нузи. Его населяли хурриты, или, иначе, хорреи, на протяжении веков соседствовавшие с евреями. На раскопках Нузи был найден богатый архив древних рукописей. Глиняные таблички, датированные пятнадцатым столетием до Рождества Христова, оказались государственными документами и частными письмами жителей. Эти рукописи позволили ученым составить представление о законах и обычаях хурритского общества. Несколько табличек оказались посвящены земледелию, и в тексте на одной из них разъяснялась необходимость оставлять на поле часть урожая. Вот только своей целью хурриты, в отличие от иудеев, ставили не помощь нуждающимся, а принесение жертвы богу плодородия Кумарби!
Американские ученые — профессор древнееврейского языка из Чикаго Джон Уолтон, религовед из штата Миссури Виктор Мэтьюз и профессор истории университета штата Висконсин Марк Чавалес, проанализировали социальную значимость библейского повеления в опубликованном в 2005 году «Библейском культурно-историческом комментарии» и привели пример исполнения этого закона из более позднего произведения Ветхого Завета — книги «Руфь».
Комментарий эксперта:
Руфью звали праведницу, которая после смерти мужа не оставила свою свекровь Ноеминь в бедственном положении, а разделила с ней все трудности. Женщинам, оставшимся без мужского покровительства, в Древнем Израиле прокормиться было очень нелегко. Руфь подбирала на чужом поле колосья, оброненные жнецами, и этими зёрнами питала себя и Ноеминь. Хозяином одного такого поля был состоятельный израильтянин Вооз, дальний родственник Ноемини. Этот человек постиг глубинную суть предписания оставлять часть урожая на полях — из сострадания к неимущим женщинам он не только позволял собирать случайно упавшие колосья, но велел жнецам специально оставлять их для Руфи.
Праведница Руфь, ставшая прародительницей царя Давида и вошедшая в родословие Иисуса Христа, выжила в стесненных обстоятельствах благодаря библейскому повелению оставлять для нуждающихся часть дарованных Богом плодов — предписанию, которого, как выяснили ученые, не было больше ни в одном законодательстве древнего Ближнего Востока.
Деян., 4 зач., II, 14-21 Библия — книга, которая содержит в себе множество таинственных пророчеств. Исполняются ли какие-то…
У нас в гостях был руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш). Разговор…
У нас в гостях была многодетная мама, оперная певица, обладательница самого высокого в мире голоса по версии «Книги рекордов…
В этом выпуске своими светлыми историями, связанными с встречей светлого Христова Воскресения и празднованием пасхальных дней поделились ведущие…
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она…
This website uses cookies.