Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
В истории богоизбранного израильского народа было немало горьких страниц. Повествуя о них, Священное писание описывает траурные обряды, помогавшие иудеям пережить несчастья. Одним из таких ритуалов было посыпание головы пеплом и землёй. Так поступали поражённый проказой многострадальный Иов, обесчещенная дочь царя Давида Фамарь, узнавший о грядущем истреблении соплеменников израильтянин Мардохей и многие другие персонажи Священной истории. Был ли обычай посыпать голову пеплом действительной частью культуры, или это только художественный образ, лёгший в основу известного фразеологизма? Ответить на этот вопрос помогли археологические открытия.
Комментарий эксперта:
В девятнадцатом веке археологические изыскания носили стихийный характер, и важные научные открытия совершались при самых непредсказуемых обстоятельствах. В 1852 году французская аристократка леди Д’Орбини, путешествуя по Италии, по случаю приобрела некий древний папирус. Вернувшись на родину, она показала артефакт хранителю древностей в Лувре, виконту Де-Руже. Так в руки учёных попала египетская рукопись тринадцатого века до Рождества Христова с остросюжетной «Повестью о двух братьях». Герои этого произведения переживают череду злоключений, и в ответ на удары судьбы один из них возлагает себе на голову руку с земным прахом — то есть, посыпает голову пеплом!
В 1923 году французский египтолог Пьер Монте, исследуя развалины древнего финикийского города Библа на территории Ливана, обнаружил в одном из склепов базальтовую гробницу. Надпись на саркофаге, датированном тринадцатым веком до Рождения Спасителя, гласила, что захоронение принадлежало финикийскому царю Ахираму.
Комментарий эксперта:
Художественный рельеф на четырёх сторонах гробницы изображал сцены скорби по усопшему императору. Стремясь передать атмосферу траура, древний художник запечатлел нескольких плакальщиц с руками, воздетыми над головой и сложенными щепотью. Он явно подразумевал, что женщины посыпают себе голову земным прахом — точно так же, как это делал герой египетской «Повести о двух братьях», а также многие библейские персонажи.
Археологические находки показали, что неоднократно описанный в Библии траурный ритуал посыпания головы пеплом был известен в древности не только израильтянам, но и другим ближневосточным народам. Едва ли настолько широко мог быть распространён художественный образ, не имевший связи с реальностью. По всей видимости, люди в древности в буквальном смысле покрывали головы выжженной землёй, знаменуя таким образом тленность земной жизни и напоминая себе о ничтожности забот и страданий перед лицом вечности.
Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26. Что необходимо делать в тех случаях, когда обстоятельства жизни складываются не так, как бы нам…
Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда…
Вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о Переяславской Раде 1654 года — собрании представителей запорожского казачества,…
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина. В пасхальный вечер мы говорили о традициях…
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете…
This website uses cookies.