
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 108 зач., XII, 1-3.
1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, 2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сегодня апостол призывает христиан стать послушными орудиями в руках Божиих, чтобы таким образом осуществлялась в мире воля Божия. Чтобы понять важность этого призыва, давайте посмотрим на эту ситуацию в контражуре, против света — когда же мы оказываемся затруднениями в проявлении воли Божией?
Но что же есть воля Божия? Это то, что Бог желает, чего Он хочет, к чему в конечном итоге Он всё направляет. Как говорится в Писании, Бог хочет одного: чтобы все люди спаслись и пришли в познание Истины. Другими словами, Бог хочет абсолютного блага для каждого человека.
Что же этому препятствует? Самое сильное препятствие — это… сам человек, точнее, его «самость», эгоцентричность. Входя в этот мир в младенчестве, мы естественным образом думаем, что вся вселенная вращается вокруг нас и нас обслуживает. По мере взросления, этот первичный, детский эгоцентризм, ослабляет свою «мёртвую хватку» — и мы начинаем замечать, что, оказывается, в жизни есть и другие, «параллельные» нашей Вселенные: родители, братья, сёстры, друзья. И у каждого — внутри — собственный мир. Когда наступает зрелость, мы уже чётко осознаём, что и наша собственная «вселенная», и «вселенные» других людей — не более, чем крохотные элементы одной огромной Божественной ткани, которая ежесекундно создаётся Творцом во времени. И если это осознание помогает понять, какой именно узор вышивает Небесный Мастер именно в данный момент времени — и какая роль и место отведены ниточке моей собственной жизни — такой человек органично вписывается, встраивается в бытие и тем самым исполняет волю Божию.
Это и есть — предоставить себя в жертву живую, святую, благоугодную Богу. Согласиться с тем, что Небесный Художник — лучше сделает, чем мы сами. Чем больше доверия Ему — тем гибче и расслабленнее наша нить в Его руках. Тем Ему — проще с нами.
Но есть и ещё более высокий уровень — когда нить тонко чувствует, что именно хочет сделать Небесный Мастер — и тогда начинает уже сама Ему помогать, тщательно наблюдая, чтобы не выпасть из этого состояния сонастроенности Ему, не лишиться Его вдохновляющего Духа — это и есть, по слову апостола, «преображаться обновлением ума», постоянно подстраиваясь к замыслу Художника, становясь уже не просто послушным материалом, но со-работником, со-трудником Творца.
Однако далеко не каждой «ниточке» понравится, когда её будут гнуть во все стороны, завязывать в тугие узлы, расплетать, заново сплетать, опускать в едкие красители, сушить, теребить — да мало ли каких неприятностей выпадает на долю ниточки этого огромного Божественного полотна! Она ведь может и возмутиться, сказать: а я не хочу! Мне вообще другой цвет нравится, зачем вы меня в эту ядовито-зелёную краску опускаете, когда я хочу быть фиолетовой! И мудрый Небесный Художник не станет принуждать: Он и правда позволит ей стать фиолетовой — да только узор уже не будет таким ярким и сочным, как было Им задумано…
Вот о чём напоминает нам апостол, когда говорит — не надумывайте о самих себе больше, чем вы есть: чем скромнее ваши представления о себе — тем ловче Богу управляться с нитью вашей жизни!
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 130 зач., IV, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Заповедь не судить — одна из самых сложных, ведь мы постоянно только и делаем, что оцениваем поступки других людей. «Тот плохой, а этот хороший», — говорим мы. И ведь кажется, что всем, кто хоть мало-мальски знаком с Евангелием, ясно, что Господь подобные оценки запретил... Но не Он ли при этом дал нам зрение, и, если мы видим явно неправильные поступки, как же смолчать? Ответ на этот вопрос даёт апостол Павел в отрывке из 4-й главы 1-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Существует масса историй, в которых главное действующее лицо сначала всеми осуждается, а потом всеми же оправдывается. В светской жизни самым ярким примером может быть врач, в экстренном порядке проводящий трахеостомию, то есть разрезающий горло задыхающемуся человеку. Люди, не знающие всех обстоятельств дела, могут решить, что перед ними преступник, напавший на беззащитного прохожего. В жизни религиозной есть масса примеров святых, которых при жизни обвиняли в безнравственности, например, в том, что они общались с блудницами, а после их смерти выяснялось, что они беседовали с ними о покаянии и призывали их к спасению. Да и что далеко ходить: в этом обвиняли самого Спасителя.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел призывает учеников к доверию. Коринфяне видели перед собой разных проповедников — Павла, Аполлоса, Петра — и делились на партии, представители которых предпочитали одного из них, а других осуждали. Апостол Павел просит их видеть в каждом служителя Христова, пусть и действующего по-разному. Все они, проповедуя, старались оставаться верными Учителю и это для них самое главное. У них не было цели оправдаться перед лицом всех, и они не бросались от одного к другому, объясняя свои поступки. В конце концов, любой, кто пытался оправдываться перед лицом толпы, знает правдивость поговорки «на каждый роток не накинешь платок». Всегда найдутся люди, которые будут говорить за спиной. Однако Павел не хочет, чтобы подобными вещами занимались его ученики. Почему он и призывает их в итоге «не судить». Причём, особенно важно, что он и сам до конца себя не судит, не выносит о себе окончательного решения. Казалось бы, сам-то себя человек должен знать, почему хотя бы о себе он не должен выносить суда? Для апостола очевидно, что человеческий суд, даже обращённый на себя, не будет объективным, потому что человеческое знание не полно. Впрочем, это не означает совершенного отказа от оценки своих действий. Отнюдь! Апостол старается жить так, чтобы не видеть за собой никаких порицаемых поступков, но он не считает себя безгрешным. Он не выносит окончательного суда, предавая его в руки Божии.
Именно так стоит действовать каждому из нас. Естественно, явно греховных поступков стоит избегать, к явно добродетельным поступкам стоит стремиться, но окончательного суда о себе не выносить, понимая, что мы к нему не способны. Причём не только по отношению к себе самим, но и к другим людям. Явно греховные поступки, конечно, бывают и порой нам приходится давать им оценку, как было в самом Коринфе в известной истории с кровосмесителем. Но оценка поступка не должна превращаться в оценку человека, сердце которого открыто только перед Богом. Ситуации бывают разными, и, если человек работает судьёй, и поставлен судить чужие дела, ему стоит быть максимально объективным, честным и справедливым… Но в большинстве случаев от нас никто не ждёт никаких оценок и правильнее будет просто молиться о тех, кого мы считаем согрешающими, предав их в руки Божии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Праведный Иоанн Кронштадтский о жизни сердца». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» размышляли о том, что значит жить сердцем, каким образом христианин может заботиться о чистоте сердца и почему это важно, а также как грех может влиять на внутреннее состояние человека.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Итоги общемосковского крестного хода;
— Памяти Азы Аликбековны Тахо-Годи;
— Образование как подготовка к будущему;
— Слом иерархии в культуре;
— Планы установить памятник В.Ерофееву в Петушках;
— Понятие «монастыринг» — почему появилось и чем отличается от привычного трудничества и паломничества.
Все выпуски программы Светлый вечер