
Апостол Павел. Мозаика
Рим., 98 зач., VIII, 22-27.
22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; 23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
24 Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда на территорию бывшего Советского Союза хлынули различные псевдохристианские зарубежные проповедники, они предложили нам очень простую схему, которая звучит как «если ты принял Иисуса, то ты спасен». А раз «ты спасен», то «иди и радуйся». Это были любопытные люди со странными улыбками, они пытались радоваться всегда, везде и несмотря ни на что, ведь если ты не радуешься, то, выходит, ты не осознаешь факта своего свершившегося спасения. А раз не осознаешь, то, видимо, и не спасен, то есть не вполне «принял Иисуса». На фоне этих радостных людей православные христиане выглядели не самым лучшим образом: зачастую мы грустим, а вид наш иногда отдает некоторой мрачностью. Я не специалист в тех псевдохристианских культах, которые были популярны пару-тройку десятков лет назад, но я знаю причину наших переживаний, знаю, почему мы не способны непрестанно улыбаться и генерировать пламенный оптимизм. Причину выразил апостол Павел в сегодняшнем отрывке Послания к Римлянам. Звучит она так: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне». Можно заставить себя не замечать этого факта, можно делать вид, что все хорошо, все спасены, и, как следствие, широко улыбаться даже во сне. Но «вся тварь» совершенно непризрачно «совокупно стенает и мучится доныне». Это так. За подтверждающими примерами далеко ходить не надо, достаточно немного посмотреть по сторонам. А можно и не по сторонам, можно ограничиться наблюдением за самим собой.
Конечно же, здесь возникает вопрос о соотношении совершенного Господом Иисусом Христом на Кресте и того, что дохристианский мир мало чем отличается от христианского. Те же самые конфликты, те же самые смерти, то же самое предательство и война всех против всех.
В этом же отрывке апостол Павел объясняет и причину этой кажущейся несостыковки. Он пишет: «Ибо мы спасены в надежде». Мы, действительно, спасены. Но при этом мы не избавлены от страдания здесь и сейчас. Причину такого положения дел весьма убедительно разъяснил святитель Феофан Затворник: «Мы спасены. Умри кто сейчас, получит все принадлежащее спасению. Но пока живем здесь, мы не все держим в руках, что принадлежит спасенным. Восприятие спасения в совершенстве есть предмет упования нашего... Но почему так устроено и обстановлено дело нашего спасения? Это по свойствам немощной природы нашей. Дай все в руки, мы тотчас все размотаем. А когда часть дана и сказано: если будешь верен, то получишь лучшее, столь лучшее, что и вообразить того не можешь; то это держит нас в должном строе и в напряженном искании и исполнении условий, под которые поставлено получение того лучшего». Все мы устроены таким образом, что при полном и тотальном благополучии Бог становится не нужен. А это прямой путь к нравственной деградации. Именно это имел в виду святитель Феофан, когда писал о том, что если бы мы в полноте и не иллюзорно переживали радость Царства Христова уже здесь, без должной подготовки, которая называется жизнью, то все бы «размотали», то есть свели бы к нулю.
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, как укрепляться Господом
В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».
О взаимодействии человека с Богом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В общении с Богом есть две стороны — божественная и человеческая. Поэтому в любых ситуациях, где описывается взаимодействие Бога и человека, надо смотреть, что в этом общении даёт Господь и что нужно от человека.
Слова апостола Павла — «Укрепляйтесь Господом» — как раз и говорят о взаимодействии с Богом. Чем Творец может помочь человеку? Об этом хорошо сказано в «Псалтири»: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». То есть Господь посылает благочестивому человеку Свою благодать, которая сохраняет его от зла и направляет к вечной жизни.
А какие условия должен создать для этого человек? Он, по слову апостола Павла, должен укрепляться Господом. Как это сделать, поясняет сам Святой Павел, перечисляя необходимые для нас инструменты спасения. Он называет истину, праведность, благовестие, веру, слово Божие и молитву. Главное, чтобы человек пребывал в истине. В этом ему поможет слово Божие. Когда человек станет праведным, то Божие слово донесёт другим, а связь с Всевышним будет держать через молитву. Именно так христианин сможет избежать сетей лукавого и унаследовать Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема











