Рим., 88 зач., V, 1-10.
1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, 4 от терпения опытность, от опытности надежда, 5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Все жители Каперны считали девушку по имени Ассоль безумной. Лишь потому, что она верила — однажды к пристани её родного городка приплывет белый корабль под алыми парусами. И таким образом в непростую жизнь девушки наконец-то придёт счастье. Ассоль, главная героиня повести Александра Грина «Алые паруса», не была избалована судьбой. Лишившись матери в возрасте восьми месяцев, она воспитывалась поломанным горем отцом — тот, оставив моряцкое ремесло, стал мастерить игрушки. Никто в городе не понимал Ассоль — чистоту её души принимали за лукавство, доброту сердца — за показную угодливость. Но жестокое окружение не сломило девушку. Она жила надеждой, что однажды всё изменится. Конечно же, к лучшему. И этот день наступил. К берегам Каперны приплыл корабль под алыми парусами. За штурвалом его стоял отважный и красивый капитан Грэй, полюбивший Ассоль с первого взгляда. Светлая повесть «Алые паруса» была написана Грином отчасти в окопах первой мировой, отчасти в холодном и голодном послереволюционном Петрограде. Писатель, похоже, подобно выдуманной им Ассоли надеялся — однажды и в его жизни всё поменяется к лучшему. К сожалению, счастливых событий в биографии писателя было не так уж и много. Запрещенный советской цензурой, он скончался в бедности на 52-ом году жизни. Перед смертью Грин исповедовался и причастился, внутренне примирившись с недругами, с собой и, конечно же, с Богом.
Сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к римским христианам посвящен соотношению веры и надежды. Казалось бы, две эти добродетели всегда крепко связаны друг с другом. Мы верим в Бога и надеемся на Его помощь. Надежда на милость Господню, в свою очередь, укрепляет нашу веру. Но для духовного видения апостола Павла не было каких-то неважных, незначительных тем. Этот великий проповедник Евангелия знал, насколько легко его слушатели могли потерять внутренний мир, усомниться в истинности Христова учения. В сегодняшнем чтении Павел помогает нам разобраться, как сохранить веру перед лицом испытаний, посылаемых нам жизнью. Апостол прекрасно понимает, как сложно видеть в Боге любящего Отца, когда ты подавлен проблемами, невзгодами. Павел призывает слушателей не забывать момента обретения веры — этого удивительного дара Божия. Для апостола духовный путь человека начинается не с ума, а скорее с сердца, которое наполняется любовью Божией, призывающей человека к общению с Отцом Небесным. При этом подобное изменение не какой-то иррациональный опыт. Вера, пришедшая в нашу жизнь, имеет вполне осязаемое подтверждение в лице Христа, пострадавшего не только за праведников, но и за грешников; введшего в Рай первым не совершенного святого, а покаявшегося разбойника. Вера, обретенная человеком однажды, способна выжить только при помощи надежды. На то, что как Христос, пострадав, воскрес и обрёл еще большую славу у Отца, так и каждый из нас, сохранив веру, получит спасение от Бога. Полезным является запомнить ход рассуждений апостола: вера, дарованная Богом, проходя через испытания жизни крепнет. Мы овладеваем терпением, в терпении обретаем опыт того, что Бог всегда приходит к нам на помощь. Именно на основании этого личного опыта хранения веры и крепнет надежда — надежда на то, что как Христос, преодолев все испытания, вознесся к Отцу Небесному, так и мы обретем вечную радость в Царстве Божием. Радость, которую не сможет отнять никто и ничто.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»