Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Послание к Римлянам святого апостола Павла

Послание к Римлянам святого апостола Павла


Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629

1 Кор., 142 зач., IX, 13-18.

13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?

14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.

15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.

16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!

17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.

18 За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение- часть большой речи апостола, в которой он говорит на такую щекотливую тему, как обеспечение жизни и быта проповедника. Многие привыкли к тому, что Церковь призывает к добру, к прощению, безгрешной жизни... То есть говорит о чем-то духовном. Иногда церковный разговор о материальном приводит людей к разочарованию. «А мы думали, что вы духовные, а вы тоже беспокоитесь о материальном», — говорят они. Прекрасно понимая, что нет на земле людей, которые не нуждались бы в пропитании и крыше над головой.

Апостол начинает с того, что было очевидно еще для ветхозаветной культуры. Из колен Израилевых было выделено одно — колено Левитов, которое было коленом священников. У них не было своей земли, они жили по всей территории страны и занимались богослужением, учили законам, лечили некоторые болезни. За это им платили десятину и отдавали часть других приношений. Сегодня это выглядит странно, так как после секуляризации появились люди в Бога не верящие и соответственно не считающие священнослужение чем-то важным. Однако в обществах религиозных, каковыми были все древние общества — в важности служения Богу никто не сомневался, и не только служения, но и проповеди, и духовного наставничества. Как и ради чего человеку жить? Как поступить по закону Божьему? На эти вопросы отвечали именно священники.

Напоминая слушателям об этих нормах апостол прямо говорит, что Сам Господь «повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования». Естественно, речь идет о том случае, когда Христос, посылая учеников на служение, напомнил им, что трудящийся достоин пропитания. В России эти отношения были разными. До революции служение священника от части оплачивалось государством, в советские годы он воспринимался чуть ли ни как тунеядец и мог рассчитывать только на поддержку верующих. В наше время даже люди церковные иногда думают, что служение священника поддерживается государством, хотя это совершенно не так.

Но вернемся к апостолу. В какой ситуации вообще возможен такой разговор? Только в ситуации существования общины. В ситуации, когда есть те, кто считает храм своим местом и понимает, что жизнь в нем зависит в том числе и от него. В ситуации, когда каждый делает свое дело и все едины во Христе. Сегодня никто не сомневается, что словом можно направить, помочь и поддержать не меньше, чем делом. Психотерапевты и педагоги получают заработную плату и это никого не удивляет.

Однако, апостол знает, что в подобных ситуациях возможно недопонимание с обеих сторон. И люди могут не видеть своей ответственности, и священник может сделать служение способом заработка. При этом, по мысли апостола, на духовно старшем больше ответственности. Задумываясь о себе, он понимает, что благовестие не является для него подвигом и берет на себя большее — стремится проповедовать Евангелие безвозмездно. Значит ли это община должна была только пользоваться его дарами? Конечно, нет. В этом и заключается христианский подвиг: ни община, ни священник, никто из христиан не должен относиться друг ко другу потребительски, каждый должен стремиться к большему и все вместе к совершенной любви и жертвенности во Христе.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Деяния святых апостолов

Деян., 15 зач., V, 21-33. Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Священное Писание не стремится быть оригинальным в каждой…

18.05.2024

«Добрый дом» — важная помощь во время лечения детей

Недавно семилетний Юра Путинцев из Ставропольского края приехал на длительное лечение в Москву. Свой седьмой день рождения он встретил…

17.05.2024

«Жены-мироносицы». Свящ. Роман Федотов

У нас в гостях был клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно священник Роман Федотов. Разговор…

17.05.2024

Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.…

17.05.2024

«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 404

— Женщины в христианстве: удивительные примеры из сирийской традиции, когда женщина становилась настоящим духовным авторитетом; — Жены-мироносицы в Евангелии: какова…

17.05.2024

«В книге — добродетели святых мужей, просиявших в наше время»

Византийский писатель Иоанн Мосх в конце шестого века по Рождестве Христовом вместе со своим учеником и другом Софронием совершил путешествие…

17.05.2024

This website uses cookies.