
1 Кор., 142 зач., IX, 13-18.
13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!
17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.
18 За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение- часть большой речи апостола, в которой он говорит на такую щекотливую тему, как обеспечение жизни и быта проповедника. Многие привыкли к тому, что Церковь призывает к добру, к прощению, безгрешной жизни... То есть говорит о чем-то духовном. Иногда церковный разговор о материальном приводит людей к разочарованию. «А мы думали, что вы духовные, а вы тоже беспокоитесь о материальном», — говорят они. Прекрасно понимая, что нет на земле людей, которые не нуждались бы в пропитании и крыше над головой.
Апостол начинает с того, что было очевидно еще для ветхозаветной культуры. Из колен Израилевых было выделено одно — колено Левитов, которое было коленом священников. У них не было своей земли, они жили по всей территории страны и занимались богослужением, учили законам, лечили некоторые болезни. За это им платили десятину и отдавали часть других приношений. Сегодня это выглядит странно, так как после секуляризации появились люди в Бога не верящие и соответственно не считающие священнослужение чем-то важным. Однако в обществах религиозных, каковыми были все древние общества — в важности служения Богу никто не сомневался, и не только служения, но и проповеди, и духовного наставничества. Как и ради чего человеку жить? Как поступить по закону Божьему? На эти вопросы отвечали именно священники.
Напоминая слушателям об этих нормах апостол прямо говорит, что Сам Господь «повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования». Естественно, речь идет о том случае, когда Христос, посылая учеников на служение, напомнил им, что трудящийся достоин пропитания. В России эти отношения были разными. До революции служение священника от части оплачивалось государством, в советские годы он воспринимался чуть ли ни как тунеядец и мог рассчитывать только на поддержку верующих. В наше время даже люди церковные иногда думают, что служение священника поддерживается государством, хотя это совершенно не так.
Но вернемся к апостолу. В какой ситуации вообще возможен такой разговор? Только в ситуации существования общины. В ситуации, когда есть те, кто считает храм своим местом и понимает, что жизнь в нем зависит в том числе и от него. В ситуации, когда каждый делает свое дело и все едины во Христе. Сегодня никто не сомневается, что словом можно направить, помочь и поддержать не меньше, чем делом. Психотерапевты и педагоги получают заработную плату и это никого не удивляет.
Однако, апостол знает, что в подобных ситуациях возможно недопонимание с обеих сторон. И люди могут не видеть своей ответственности, и священник может сделать служение способом заработка. При этом, по мысли апостола, на духовно старшем больше ответственности. Задумываясь о себе, он понимает, что благовестие не является для него подвигом и берет на себя большее — стремится проповедовать Евангелие безвозмездно. Значит ли это община должна была только пользоваться его дарами? Конечно, нет. В этом и заключается христианский подвиг: ни община, ни священник, никто из христиан не должен относиться друг ко другу потребительски, каждый должен стремиться к большему и все вместе к совершенной любви и жертвенности во Христе.
26 ноября. О победе Христа над человеческой немощью

В 7-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного».
О победе Христа над человеческой немощью — протоиерей Константин Харитонов.
Ни один человек на земле, который жил от Адама и Евы, не мог даровать всему человечеству спасение. Потому что так или иначе каждый человек имел на себе печать греха и не мог эту печать греха победить в самом себе. Все мы, люди, родившиеся от Адама, имеем эту немощь.
Поэтому для нас необходим новый человек, который смог бы победить этот первородный грех, эту немощь человеческую и спасти нас. И поэтому Господь не оставил нас в этой беде, а Сам сошёл с небес, принял человеческую природу, стал немощным по природе, но победил этот грех в Самом Себе и исцелил человеческую природу, стал для нас новым Адамом и дал нам новую жизнь.
Поэтому всякий, кто крещён от Христа, рождён от нового Адама и может войти в Царство Небесное благодаря той святости и чистоте Христовой, которую Господь дарует нам через Своё воплощение.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 ноября. О пастырском наследии святителя Иоанна Златоуста

Сегодня 26 ноября. День памяти Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, отошедшего ко Господу в 407 году.
О пастырском наследии святителя — священник Стахий Колотвин.
Когда читаешь святителя Иоанна Златоуста, которого все мы хорошо знаем, потому что он автор центральной молитвы нашей божественной литургии, которая большую часть года совершается, то, конечно, ты немножко спотыкаешься о тяжеловесный слог. Этот тяжеловесный слог — это была особенность риторического приёма святителя Иоанна. Действительно, он говорил под старину, под старину относительно своего времени.
Смотрим, обо что мы ещё можем споткнуться. Ну, конечно, тяжеловесный дореволюционный перевод, который тоже в академических традициях — отнюдь не разговорный язык.
Но если мы сквозь два этих препятствия пройдём, то мы обнаружим, что слова святителя Иоанна Златоуста — это не высокое богословие, не размышления о догматике, а это практические пастырские наставления, которые актуальны в наши дни. Поэтому не сдаёмся, дорогие друзья, и сегодня, в честь Дня памяти святого, обязательно что-то из его трудов долг каждого христианина почитать.
Так ответ в чём? Потому что Иоанн Златоуст отнюдь не сразу стал епископом великого города, патриархом, который спорил с императрицей, а много лет был приходским священником в Антиохии, который исповедовал людей, который разделял их боль как свою, который общался с простыми прихожанами в одном из самых густонаселённых городов Древнего мира — в Антиохии. Поэтому жителю современного мегаполиса слова Иоанна Златоуста тоже обязательно подойдут.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 ноября. О важности критического отношения к информации
Сегодня 26 ноября. Всемирный день информации.
О важности критического отношения к информации — священник Николай Конюхов.
Все мы живём в информационном пространстве. И с одной стороны, доступность информации помогает нам найти то, что раньше было невозможно, или для чего люди иногда тратили несколько дней или даже недель, чтобы получить эту информацию.
Но с другой стороны, появилась определённая опасность. Информации стало слишком много, и мозг не всегда критически способен её воспринять. И нужно быть разборчивым и иметь некую такую информационную гигиену в своей голове для того, чтобы не попадаться на те информационные ловушки, которые расставляет, в том числе, враг рода человеческого.
Поскольку часто бывают новости про то, что всё пропало, и какие-то такие информационные бомбы. И нужно иметь и любовь к своей родной Церкви, и разборчивость, и вот ту самую гигиену для того, чтобы отвергнуть все эти притязания, понимая, где правда, где истина, а где ложь.
Все выпуски программы Актуальная тема











