
Апостол Павел
Рим., 113 зач., XIV, 6-9.
Глава 14.
6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.
7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя;
8 а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем,- всегда Господни.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Одна из важных целей, которую апостол Павел ставил перед собой в послании к Римлянам, – подлинное, а не только внешнее, примирение римских христиан, происходивших из иудеев, с христианами, происходившими из язычников. В послании он приводит для этого самые разные аргументы, как богословские, так и нравственные.
С одной стороны, по происхождению и воспитанию апостол был иудеем и прекрасно понимал суть иудейского взгляда на бывших язычников. Некоторые из них говорили так: «Бог даровал откровение и обещал спасение потомкам Авраама. Через Моисея Он дал им закон, который они должны были соблюдать. Этот закон неизменен, так как его даровал сам Господь». И апостолу приходилось доказывать иудеям, что для Бога важны все люди, а не только иудеи… Он должен был богословски обосновывать, что закон был только временной мерой, которая вела ко Христу, и сам он нисколько человека не спасает. С другой стороны, по убеждениям, апостол Павел был ревностным христианином и проповедовал спасение, которое никак нами не заслуживается, но принесено нам исключительно любовью Бога, воплотившегося и даровавшего нам свободу от греха. В этой проповедуемой апостолом Павлом свободе бытовые и ритуальные вещи, о которых так переживали иудеи, становились совершенно неважными, а переживание по их поводу воспринималось, как слабость в вере. Иудеи кичились происхождением и соблюдением закона, а бывшие язычники тем, что они правильнее поняли суть того, что сделал Христос, и каждый находил повод для превозношения перед другим, а свой подход наиболее верным.
Но что же было важно для апостола? - Мир и любовь среди тех, за кого умер Спаситель Иисус Христос! Закон, который привыкли соблюдать иудеи, не стал чем-то запрещенным, и они могли соблюдать его дальше, если для них это было важно, но они не должны были осуждать при этом других. В свою очередь свобода от пищевых ограничений закона была более правильной с богословской точки зрения, но не должна была становиться поводом для превозношения. Собственно вся четырнадцатая глава, отрывок из которой мы слышали, посвящена тому, что в религиозной жизни есть вещи важные и второстепенные. В разных обстоятельствах практика жизни может быть разной, главное, чтобы все, что делается, делалось для Бога, а не для простого угождения плоти. Так, христиане из иудеев продолжали соблюдать субботу и делали это из верности Богу, даровавшему закон. Христиане из язычников – помнили отношение к субботе Спасителя и позволяли себе в этот день работать на благо ближнего. Эти поступки кажутся противоположными по содержанию, но они едины в том, что совершаются по любви к Богу. Бывшие язычники ели все и благодарили Бога, даровавшего им свободу, а бывшие иудеи соблюдали пищевые правила и благодарили Бога, даровавшего им закон. И снова действия, внешне противоположные, но имеющие одну внутреннюю основу в самом человеке – благодарность Богу, Который заботится о людях. При этом важно, что апостол, объединяя в благодарности к Богу разные практики бытовой жизни, не объединяет таким же образом грех и добродетель. Например, он не говорит, что можно одинаково с благодарностью к Богу прощать или быть злопамятным, целомудренным или развращенным. Быт может меняться, но нравственность для апостола непреложна.
Наконец, понимая, что всех примеров не перечислить, апостол говорит о жизни и смерти. Обстоятельства могут сложиться по-разному, один человек живет для ближних и тем самым живет для Бога, другой бывает вынужден за ближних умереть и осмысляет свою смерь как жертву любви. Их поступки кажутся разными, но они едины в том, что каждый из них посвятил Богу всего себя.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема