Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Апостольские чтения

Послание к Римлянам святого апостола Павла

Послание к Римлянам святого апостола Павла


Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Глава 11.

Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:

3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.

Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.

Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.

Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.

Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,

8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.

9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;

10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.

11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.

12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Вся 11-я глава Послания апостола Павла к Римлянам посвящена апостольским размышлениям о судьбе его родного народа, Павел пытается дать ответ на вопрос о том, каким образом соотносится возвещаемое всем народам спасение во Христе и отказ евреев принять Христа. Очевидно, что для апостола Павла это крайне болезненная тема, а для многих христиан из язычников, полагающих, что Бог отверг Свой избранный народ после Распятия Христа, весьма болезненны рассуждения апостола Павла, и эти люди предпочитают не замечать 11-ю главу Послания к Римлянам, ведь основной вывод, к которому приходит Павел, состоит в том, что Бог по-прежнему особым образом заботится о Своём народе, что отпадение потомков праотца Иакова от Христа — промыслительно, оно необходимо для спасения бывших язычников: «Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность».

В своих размышлениях Павел никак не вспоминает ни предание Христа на суд синедриона, ни Его последующие истязания, Распятие и Смерть. Это совершенно справедливо: искупительный подвиг Христа простирается на всё человечество, даже на тех, кто своими собственными руками пригвождал Господа ко Кресту, об этих людях Спаситель молился особо, апостол и евангелист Лука свидетельствует, что на Кресте Христос взывал к Богу-Отцу с молитвой о Своих мучителях: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:33–34). Для апостола Павла было очевидным, что Бог не мог не услышать эту молитву Своего Единородного Сына. А ещё апостолу очевидно, что ожесточение в Израиле, то есть неверие в Иисуса из Назарета как ожидаемого многими поколениями израильтян Мессию, произошло по воле Божией, так, как в своё время произошло ожесточение фараона, который отказывался отпустить потомков Иакова из Египта, апостол пишет: «Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня». Но каков смысл этого усыпления? По мысли апостола Павла временное — именно временное! — отпадение израильтян необходимо для приведения ко Христу бывших язычников. Конечно, довольно непросто связать первое со вторым, но можно предположить, что если бы не было гонений на первых христиан со стороны иудеев, то не было бы столь широкого распространения апостольской проповеди, ведь апостолы зачастую вынуждены были уходить от гонений и идти к тем народам, которые ещё не слышали о Христе.

tolpekina

Последние записи

Храму Всех святых, в земле Российской просиявших, необходима помощь

Храм Всех святых, в земле Российской просиявших, в городе Дубне объединяет много добрых сердец, поэтому…

30.04.2024

«Путь к священству». Священник Сергий Лабунский

У нас в гостях был клирик Елизаветинского храма города Красногорска священник Сергий Лабунский. Наш гость рассказал о своем…

30.04.2024

«Истоки и современность православной журналистики: личный путь». Николай Державин

У нас в гостях был заместитель руководителя пресс-службы Патриарха Николай Державин. Мы говорили с нашим гостем об истоках и современности православной…

30.04.2024

«Социальная помощь людям в зонах военного конфликта». Наталья Савина

У нас в гостях была координатор социальной помощи в зоне конфликта Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Наталья…

30.04.2024

Я только пирожное доем. Светлана Бакулина

Несколько лет назад я впервые решила поститься. Тогда был конец ноября. 25 числа у меня…

30.04.2024

Дурное поспешение. Светлана Бакулина

В конце года мы с активистами нашего прихода готовились к престольному празднику обители. Суета, движение,…

30.04.2024

This website uses cookies.