Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
Рим., 86 зач., IV, 4-12.
Глава 4.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
С первого взгляда слова апостола Павла выглядят очень и очень странными. Как Бог может «вменить» праведность человеку? Разве праведность — не есть определённое качество личности, которое либо развивается самим человеком, либо, наоборот, оказывается в небрежении и таким образом разрушается? Разве можно человека насильно сделать святым и праведным?
Ответ только один: конечно же, нет! «Невольник — не богомольник» — и в этой мудрой пословице всё очень точно. Но что же тогда такое — «вменение веры в праведность», буквально — «объявление», «декларация» праведности?
Не просто так апостол заостряет этот вопрос. Он ведь преследует совершенно ясную цель: выбить из-под слушающих его иудеев основания для духовного высокомерия, гордости своим исключительным положением через наличие обрезания как знака посвящённости Богу. И он бьёт прямо в самый центр: а вот Бог когда Авраама «объявил» праведным — до обрезания или после? Ага, значит, всё же до — и что это значит? И дальше ещё жестче: раз так, тогда Авраам — не только праотец иудеев, но и праотец всех необрезанных — но живущих по вере! Обрезан ли ты или не обрезан — это всё вторично, а вот вера, качество религиозной жизни — вот что самое главное!
Смотрите, как удивительно тонко апостол раскрывает образ Бога! Господь — Он не какая-то абстрактная идея, Он — Живой, Присутствующий здесь и сейчас, и только Он Один и является самым главным деятелем всего, что происходит в мире. И то самое «объявление праведником» — на мой взгляд, можно лучше всего сравнить с... зачислением в школу: ребёнок уже ученик — хотя, возможно, ещё не разу и книги не открывал и на уроках не сидел. Но — всё равно — ученик — потому что перспектива его дальнейших лет уже определена.
Так же и уверовавший во Христа уже становится Его учеником — пусть нерадивым, бестолковым, невнимательным — но всё равно он уже в Его школе — Церкви — только если не ведёт себя откровенно нагло и беспардонно.
Затрагивая тему «праведности от веры» и противопоставляя её «праведности по делам», апостол делает очень важный ход. Человеку достаточно легко стать праведным в глазах окружающих, да и в собственных тоже — а вот попробуй получить «сертификат» своей праведности от Самого Господа Бога! Более того: этот «сертификат» реально существует, его можно даже рассмотреть во всех подробностях и деталях! Ведь этот «сертификат праведности от Бога» — Сын Божий, Иисус Христос, каким мы знаем Его из Евангелия!
Значит, то, насколько жизнь человека во всех её проявлениях перекликается с тем, о чём мы читаем в Евангелии, — это и есть своего рода «сертификат» его праведности! Более того: этот «сертификат» — живой, Он и есть та самая «закваска», которой переквашивается человеческое естество, Он и есть тот самый Свет — который проникает в самую глубину души и расставляет там всё по своим местам, Он и есть та самая Вода Живая — попробовав которую однажды, другой уже не захочешь! И всякий раз, приступая к Святому Причастию, — мы надеемся, что, приняв внутрь Святые Тайны, мы обновляемся в самых первоистоках, там, куда не способна проникнуть никакая рефлексия, никакое даже самое сосредоточенное размышление — там, где и живёт религиозная вера.
Как же важно всякий раз, приступая к Причастию, помнить: мы — не выпускники, нам ещё далеко до итоговой аттестации, мы всего лишь духовные первоклассники — и надо очень стараться, чтобы не оказаться исключённым из Самой Главной Школы жизни — Христовой Церкви!
Рим., 91 зач., VI, 3-11. «Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов».…
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи…
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия…
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.…
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события? — Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом,…
Фото: Piqsels Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской…
This website uses cookies.