Рим., 101 зач., IX, 6-19.
Глава 9.
6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.
10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило
12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?».
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Одной из важнейших идей, которые мы связываем с религией является стремление к справедливости. Хотя само отвлеченное понятие справедливости довольно позднее, представления с ним связанные очень древние. Кто работает, достоин награды, весы продавца должны быть точными, сильный не должен обижать слабого, — все это для религиозного человека очевидно.
Но вот в сегодняшнем чтении, люди, которые и так страдают от неравноправия и неравномерного распределения жизненных благ, слышат одну простую мысль: милость Бога зависит не от людей, но от самого Бога. Он, кого хочет принимает и кого хочет отвергает. Ну и как в таком случае быть? В чем смысл исполнять заповеди, в чем смысл предпринимать усилия, если Бог, кого хочет милует и кого хочет ожесточает? Любит Иакова и ненавидит Исава еще до их рождения, до совершения ими поступков. Как вообще это возможно?
Для того, чтобы понять слова апостола, стоит обратиться к жизни самих праотцев. Понуждал ли Бог Исава отказываться от первородства за похлебку? Внушал ли Иакову желание первородства и стремление к нему? Нет, Он не делал ни того, ни другого. Все, что они делали — они делали сами. Это значит, что любовь к одному и ненависть к другому обусловлена не Божественной предвзятостью, но их собственным выбором. Из Писания мы прекрасно знаем, что Бог любит всех, но люди по-разному относятся к нему и по-разному ощущают Его участие в их жизни. Иаков всей душой стремился к первородству и получил его. Исав пренебрег первородством и к благословению стремился, не потому что стремился исполнить свое призвание. И естественно, в итоге Иаков, продолживший дело отцов своих, ощущал, что любим Богом, а Исав, не получивший благословения, ощущал, что он ненавидим.
Однако, апостол говорит это не для того, чтобы со спокойной совестью дальше указывать одним, что они хороши и любимы Богом, а другим, что они плохи. Цель его как раз в обратном. Многие иудеи верили, что в хотя мире есть разные народы, любимы Богом именно они. Причем, самое главное — этой любви они не добивались какими-то особенными трудами и своей богоизбранности никак не заслуживали. Из этой идеи рождалась другая: раз они любимы и избраны, Божье благословение обеспечено именно им, просто по факту рождения, и не обеспеченно другим, потому что они язычники.
И вот то, что на первый взгляд выглядит как несправедливость, на самом деле оказывается освобождением от еще большей несправедливости, потому что освобождает образ Бога от внешних ограничений. Суть сказанного не в том, что Бог несправедлив, а в том, что Он свободен в Своей любви. И если это так, у всякого человека есть надежда.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница