
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 101 зач., IX, 6-19.
Глава 9.
6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.
10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило
12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?».

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Одной из важнейших идей, которые мы связываем с религией является стремление к справедливости. Хотя само отвлеченное понятие справедливости довольно позднее, представления с ним связанные очень древние. Кто работает, достоин награды, весы продавца должны быть точными, сильный не должен обижать слабого, — все это для религиозного человека очевидно.
Но вот в сегодняшнем чтении, люди, которые и так страдают от неравноправия и неравномерного распределения жизненных благ, слышат одну простую мысль: милость Бога зависит не от людей, но от самого Бога. Он, кого хочет принимает и кого хочет отвергает. Ну и как в таком случае быть? В чем смысл исполнять заповеди, в чем смысл предпринимать усилия, если Бог, кого хочет милует и кого хочет ожесточает? Любит Иакова и ненавидит Исава еще до их рождения, до совершения ими поступков. Как вообще это возможно?
Для того, чтобы понять слова апостола, стоит обратиться к жизни самих праотцев. Понуждал ли Бог Исава отказываться от первородства за похлебку? Внушал ли Иакову желание первородства и стремление к нему? Нет, Он не делал ни того, ни другого. Все, что они делали — они делали сами. Это значит, что любовь к одному и ненависть к другому обусловлена не Божественной предвзятостью, но их собственным выбором. Из Писания мы прекрасно знаем, что Бог любит всех, но люди по-разному относятся к нему и по-разному ощущают Его участие в их жизни. Иаков всей душой стремился к первородству и получил его. Исав пренебрег первородством и к благословению стремился, не потому что стремился исполнить свое призвание. И естественно, в итоге Иаков, продолживший дело отцов своих, ощущал, что любим Богом, а Исав, не получивший благословения, ощущал, что он ненавидим.
Однако, апостол говорит это не для того, чтобы со спокойной совестью дальше указывать одним, что они хороши и любимы Богом, а другим, что они плохи. Цель его как раз в обратном. Многие иудеи верили, что в хотя мире есть разные народы, любимы Богом именно они. Причем, самое главное — этой любви они не добивались какими-то особенными трудами и своей богоизбранности никак не заслуживали. Из этой идеи рождалась другая: раз они любимы и избраны, Божье благословение обеспечено именно им, просто по факту рождения, и не обеспеченно другим, потому что они язычники.
И вот то, что на первый взгляд выглядит как несправедливость, на самом деле оказывается освобождением от еще большей несправедливости, потому что освобождает образ Бога от внешних ограничений. Суть сказанного не в том, что Бог несправедлив, а в том, что Он свободен в Своей любви. И если это так, у всякого человека есть надежда.
Подражание святым. Алёна Боголюбова

Прочитала как-то у преподобного Варсонофия Оптинского поучение, в котором он называл подражание святым, чьи имена мы носим, «нашей обязанностью».
При крещении мне дали имя в честь святой равноапостольной Елены. Я часто ей молюсь и перечитываю житие, но сказать, что следую её примеру, конечно, не могу. Равноапостольная Елена жила в третьем — четвёртом веках от рождества Христова, в период гонений христиан. Она строила храмы и монастыри, помогала бедным. Именно она нашла Крест, на котором распяли Господа нашего Иисуса Христа. И это обретение положило начало празднику Воздвижения Креста Господня.
Читая житие, я понимала, что мне до моей святой не просто очень далеко, а я вообще не представляю, что значит подражать личности такого масштаба. Но старец Варсонофий уточнял, что за основу нужно брать конкретную добродетель и приводил в пример преподобного Макария Оптинского, который в основу подвига положил смирение, так отличавшее его святого — Макария Великого. Передо мной встал вопрос: как определить добродетель, на которую я могу ориентироваться? И ответить на этот вопрос мне помог сын, которому тогда было 5 лет.
Разглядывая красный угол, он спросил, а чем прославились святые, изображенные на наших иконах? Я взяла в руки образ святителя Луки Крымского, приложилась к нему и, как могла попыталась ему объяснить:
— Когда врачи бессильны, люди обращаются к нему и даже в безнадёжных ситуациях многие получают исцеление. А это — святой праведный Иоанн Кронштадтский, — сказала я, заметив, на какую икону смотрит мой сын, — Он помогал бедным, имел дар исцелять больных.
Ребёнок слушал с интересом, но вдруг прильнул к иконе святой равноапостольной Елены и спросил:
— А какой дар был у твоей святой?
И я стала рассказывать о той великой пользе, которую она принесла всем христианам. Но у 5-летнего мальчика всё это не вызывало такой реакции, как рассказ о дарованиях святителя Луки Крымского и праведного Иоанна Кронштадтского.
Зато, когда я сказала, что она была мамой Константина Великого —правителя, который сделал христианство разрешённой религией, — глаза сына вдруг загорелись.
На основе этого факта ребёнок сделал простой вывод: к святой равноапостольной Елене можно обращаться, цитирую: «Чтобы воспитать хорошего сына...»
Я стала размышлять. О чём я чаще всего молю свою святую? О благополучии семьи. Обращаюсь к ней как мама к маме. Это и есть та самая добродетель, которую я могу и хочу взять за основу, и подражать ей именно в этом.
Воспитать хорошего ребёнка — значит стать хорошим родителем. По моему мнению, святая равноапостольная Елена — это, прежде всего, пример хорошей мамы. И не потому, что её сын стал великим, а потому что она помогла ему прийти ко Христу. Как именно? Своим примером.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
22 октября. О власти, данной Господом христианам

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа апостолам: «Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
О власти, данной Господом христианам — священник Максим Пустовый.
Апостолам и нам с вами дана власть и предоставлена свобода действий пользоваться этой властью и попрать, то есть уничтожить, условных духовных змей и скорпионов, или пренебречь даром и произвольно подчиниться страстям.
Под именем змей святые отцы, конечно же, разумеют начинания греховные, а под именем скорпионов — прикрытые, может быть, наружностью, непорочностью и даже добром, те же самые грехи.
Власть, данная Господом Его семидесяти ученикам и апостолам, дана всем христианам, и мы должны ею пользоваться. Как именно? Посекать именем Иисуса головы, или главы, то есть начальные проявления греха в мыслях, мечтаниях или ощущениях, и уничтожить в себе владычество дьявола над нами, уничтожить всё его влияние на нас, стяжать, то есть приобрести, духовную свободу.
А основанием для этого подвига будет благодать Святого Крещения. Оружием для этого подвига пусть будет моление именем Иисуса Господа, Спаса нашего Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 октября. О почитании Апостола Иакова Алфеева на Руси

Сегодня 22 октября. Церковь чтит память Апостола Иакова Алфеева.
О его почитании на Руси — протоиерей Максим Горожанкин.
Священное предание не сохранило каких-либо точных сведений об апостоле Иакове Алфееве. Но при этом святой апостол почитается глубоко в Православной Церкви и в Русской Православной Церкви, в частности.
Так, в Алатырской епархии, в городе Алатыре, есть храм, посвящённый святому апостолу Иакову Алфееву. Этот храм разделил судьбу многих храмов на Руси. Его священнослужители, его настоятели бывали арестованы, и один из настоятелей, отец Владимир, был осуждён на 10 лет тюремного заключения. Вслед за ним за веру Христову были осуждены и некоторые прихожане этого святого храма. Сам отец Владимир принял мученическую смерть, он был расстрелян.
Но, милостью Божией, в наши дни этот храм восстановлен. Он, как принято говорить, является действующим. В нём совершаются богослужения, совершаются таинства.
И дай Господь, чтобы тот святой апостол, о котором мы мало знаем, знал многое о нас. И в молитвенном предстательстве к нему мы обретали утешение и благодатную помощь.
Все выпуски программы Актуальная тема