
Апостол Павел. Мозаика
Рим., 113 зач., XIV, 6-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. В наши многие люди говорят так: «в Бога верую, религию не исповедую». Под исповеданием религии они имеют в виду соблюдение всего, что связанно с церковной жизнью: участие в богослужениях, молитву, пост и даже в некоторых случаях соблюдение тех или иных заповедей. Но для чего же мы, люди верующие, на самом деле всё это делаем? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 14-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 14.
6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.
7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя;
8 а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, всегда Господни.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
Дети священников, такие же дети со своими вопросами и недоумениями. Кому-то, может быть, кажется, что они уже рождаются церковными, разумными и всё понимающими. На самом же деле — это не так. Все мы, даже если родились в очень церковной семье, призваны пережить личную встречу и собственный приход к Богу. Встречу, после которой можем сказать, как жители города Сихарь сказали самарянке о Христе: «Уже не потому верим, что ты рассказала нам нечто об этом человеке, но сами всё видим». Недавно мой младший сын спросил меня, для чего мы ходим в храм. Он задумался об этом не сейчас, периодически мы нечто подобное обсуждаем. Мой ответ был более пространным, чем отрывок, который мы сегодня услышали, но суть его была точно такой же: для Господа.
Что же это значит, если Бог ни в чём не нуждается? Ведь и сам апостол Павел в одной из проповедей говорил: «Бог не требует творения рук человеческих, как бы имеющий в чём нужду». Значит, сделать нечто для Него можно не в смысле восполнения какой-то Его нужды или немощи, но в смысле исполнения Его намерения. Ведь и мы просим иногда друг друга сделать нечто для нас не потому, что нуждаемся в этом сами, но потому что это будет служить общему благу. То же можно сказать и о Боге. Он сотворил нас с определённым замыслом, и наш потенциал раскрывается во всей полноте тогда, когда мы этому замыслу следуем. Как существа творческие, свободные и разумные мы не только способны к тем или иным действиям, мы способны эти действия наделять различным смыслом, осознавая их как сделанные ради себя, или, напротив, ради Господа. Из любви к Нему, из желания исполнить Его волю в мире.
Именно это имеет в виду апостол, когда перечисляет на первый взгляд противоположные действия, которые возможно делать для Господа. Для Него можно различать дни, то есть соблюдать субботу из уважения к заповеди, но можно не соблюдать, в честь свободы от закона, которую Он даровал нам своей смертью и воскресением. Можно есть пищу для Бога и радоваться полноте благ, которые Он нам даровал, а можно не есть для Бога и благодарить Его за способность управлять своими желаниями.
Ни для кого не секрет, что все люди умеют жить для себя и знают, что это такое. Живёт для себя тот, кто ставит свои желания и цели в центр жизни, на них ориентируется и ими одними всё оправдывает и ради них бывает готов многим пожертвовать. Но раз можно жить для себя, значит можно жить и для Господа! Его заповеди и благословения держать в памяти, на них ориентироваться, ради них быть готовым всё преодолеть... Суть религии не в том, чтобы исполнять нечто ради исполнения, но в том, чтобы через исполнение, в жизни или в смерти, стать Божьими.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Социальное служение и вера». Инесса Панченко

У нас в гостях была руководитель телестудии для воспитанников детских домов «МоЁжТв», сестра милосердия Елизавето-Варваринского сестричества, тележурналист Инесса Панченко.
Мы говорили с нашей гостьей о вере, творчестве и социальном служении. Главной темой беседы стало то, как воспитанники детских домов, вовлекаясь в изучение тележурналистики, раскрываются, находят в себе новые таланты и меняют свою жизнь.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Первые шаги в Церкви». Игумен Филарет (Пряшников)
В этом выпуске курьезные, забавные, но неизменно светлые истории, связанные с началом воцерковления и первыми шагами в Церкви, рассказывали ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Константин Мацан и Анна Леонтьева, а также наш гость — настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников).
Все выпуски программы Светлые истории
- «Первые шаги в Церкви». Игумен Филарет (Пряшников)
- «Светлые истории: пасхальные»
- «Бог помогает нести крест»
При поддержке VK
Псалом 42. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В эти дни церковного года мы празднуем Светлое Христово Воскресение — Пасху. Печаль Великого поста сменилась пасхальной радостью, но, несмотря на это, наша жизнь осталась прежней, и мы все также не можем не переживать из-за происходящего вокруг нас. С одной стороны — возвещаемая Церковью Победа Спасителя над смертью, с другой — вокруг нас всё та же смерть во всем многообразии её проявлений, более того, она не только вокруг, она и внутри нас, и невозможно её не чувствовать. Что с этим делать? Как церковное ликование о Христе Воскресшем сделать нашим внутренним достоянием? Удивительно, но ответом нам будет ветхозаветный поэтический текст, а именно — звучащий сегодня в православных храмах во время богослужения 42-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 42.
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня,
2 ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Только что нами услышанный псалом разделён на две части: в первой из них псалмопевец говорит о несправедливости мира и о том, что Бог покинул праведника, позволив врагам одолеть его. У слов автора этого псалма Давида были весомые основания так говорить, ведь он неоднократно оказывался в крайне непростых ситуациях, иногда ему казалось, что выхода нет, и он вот-вот погибнет. Очевидно, что 42-й псалом был им составлен в один из таких моментов жизни. Вместе с этим у псалма есть и другое значение — духовное, и здесь под оскорблением от врагов стоит понимать те раны, которые нам неустанно наносит «князь мира сего» (см. Ин. 14:30), то есть диавол. Он пытается уничтожить нашу духовную радость, в том числе и пасхальную, он с неизбежностью будет пытаться сделать так, чтобы радость померкла под натиском тех проблем, которые нам кажутся неразрешимыми, или же под натиском греховных искушений, которым мы зачастую оказываемся неспособны сопротивляться.
Об этом сказано в первой части псалма, вторая же часть открывает нам секрет борьбы с оскорбляющим нас врагом рода человеческого, и начинается эта часть с воззвания Давида к Богу: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои» (Пс. 42:3). Если вспомнить, что Давид имел в виду в первую очередь борьбу со своими физическими врагами, то получается нечто удивительное: он не просит от Бога помощи в одолении врагов, не просит верных союзников и крепкое оружие, он не просит ничего из того, что может пригодиться на брани, Давид совершенно неожиданно молится о свете и истине. Из Нового Завета мы знаем, что Свет и Истина — это одни из имён Второго Лица Святой Троицы Господа нашего Иисуса Христа, об этом, толкуя 42-й псалом, напоминал, к примеру, святитель Кирилл Александрийский: «Движимый пророческим духом и чрез него предведая будущее, блаженный Псалмопевец помышлял, что род человеческий не иначе может быть спасён, как чрез одно только явление Сына Божия, имеющего силу всё легко преобразовывать по Своему желанию».
Действительно, Сын Божий — Спаситель мира — может всё преобразовать по Своему желанию. Он без всякого физического оружия может одолеть врагов Давида, Давид об этом знал, и его упование не было посрамлено — Господь помог ему, и царь не погиб. Может Сын Божий преобразовать и нашу печаль в ликующее пасхальное торжество. Надо лишь обратиться к Нему с искренней сердечной молитвой, и мир — вокруг и вовне — станет совсем иным, он станет пасхальным!
Псалом 42. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 42. (Церковно-славянский перевод)