Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Послание к Римлянам святого апостола Павла

Послание к Римлянам святого апостола Павла


«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)

Рим., 114 зач., XIV, 9-18.

9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.

10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.

11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.

12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.

13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.

14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.

15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.

16 Да не хулится ваше доброе.

17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.

18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.

Комментирует священник Антоний Борисов.

Древние иудеи любили спорить о еде. Ветхозаветный закон запрещал евреям употреблять в пищу некоторые продукты — свинину, например. Заповедь пророка Моисея была изложена четко и не предполагала, казалось бы, двояких толкований. Однако ко времени Рождества Христова пищевые постановления иудаизма приобрели самые изощренные черты. Взять хотя бы обычай отцеживания комара — любая жидкость наливалась в чашку через ткань, чтобы в нее не могли попасть насекомые. Они, видите ли, оскверняли собой напиток. Все рецепты проходили экспертизу на кошерность, то есть дозволенность. Так дело в иудаизме обстоит до сих пор. Христианство отменило абсолютное большинство пищевых ограничений Ветхого Завета. Но, к удивлению апостолов, такой шаг не упразднил споров о еде. Сегодняшний отрывок из Писания как раз об этом.

В римской общине христиан в первом веке сформировалось две партии — тех, кто воздерживался от мяса и вина, и тех, кто употреблял в пищу любые продукты. Ратовавшие за воздержание в еде пришли в христианство не из иудаизма, а из язычества. И были, скорее всего, в прошлом сторонниками стоиков или орфиков — философских течений аскетической направленности. Всё это было бы интересной исторической деталью, если бы римские христиане не стали друг с другом ругаться. Ругаться из-за еды. Община оказалась на грани раскола. Те, кто не чурался мяса и вина, обвинял оппонентов в гордости и высокомерии. Аскеты же братьев по вере считали людьми безвольными или попросту обжорами. Апостол Павел призвал обе партии к миру. При этом он не пытался занять чью-либо сторону. Апостол напоминает, что единственным судьей человеческих отношений является Бог. Христос претерпел смертные муки и воскрес, получив от Небесного Отца власть над нашим миром. Спаситель еще при жизни запрещал людям судить друг друга, теперь же только Он обладает такими полномочиями. Такой поступок Христа, на самом деле, значительно облегчает нашу с вами жизнь. Судить другого означает не только давать оценку поступку, но и нести ответственность за последующую жизнь человека. Судья выносит приговор и именно он в ответе, где окажется подсудимый — в тюрьме или на свободе. Мы же подчас не способны понести ответственность за собственную жизнь. Что уж говорить про судьбу другого? Поэтому апостол Павел и призывает римских христиан, а вместе с ними и нас никого не осуждать, но оставлять суд над людьми только Богу.

Но что же еда? Чем закончился спор о пище в римской общине? Апостол Павел и эту дискуссию переводит на новый уровень. Он разъясняет, что, действительно, не существует скверной или нечистой еды. Таким образом, рассуждения иудеев не имеют смысла. Пища сама по себе не может нанести человеку духовного вреда. Но на это способны те чувства, которые мы в отношении еды испытываем. Апостол произносит важные слова: «Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер». Это вразумление обеим партиям, из-за еды споривших. Одни, вкушая мясо и вино, подчас провоцировали оппонентов на укоры и осуждение. Другие же, демонстративно от мяса и вина отказывавшиеся, проявляли гордость и превозношение. В результате обе партии забывали о главном: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Деяния святых апостолов

Деян., 5 зач., II, 22-36 Есть ли в наше время люди, подобные апостолам? Или же…

08.05.2024

«Путь к священству». Иеромонах Давид (Кургузов)

У нас в студии был клирик Вознесенского мужского монастыря в городе Сызрань иеромонах Давид Кургузов. Наш гость рассказал…

07.05.2024

«Фольклорный ансамбль „Веретенце“». Валерия Петрушина

У нас в гостях была руководитель детского фольклорного ансамбля «Веретенце» Валерия Петрушина. Мы говорили с нашей гостьей о таком феномене,…

07.05.2024

«Поддержка детей с инвалидностью». Протоиерей Андрей Савенков

У нас в гостях был руководитель отдела по благотворительности и социальному служению Алатырской епархии и…

07.05.2024

Александр Степанович Попов: гениальный физик, подаривший миру радио

Жизнь современного человека немыслима без мобильной связи, телевидения и интернета. Но немногие знают, что эти и другие технологии…

07.05.2024

This website uses cookies.