
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 103 зач., X, 1-10.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие радиослушатели, почему тот моральный кодекс, который ещё 200 лет назад был общераспространённым, универсальным — сегодня практически полностью разрушен? Когда на 100 заявлений о браке приходится 70, а то и 80 заявлений на развод — и это, не считая огромного числа людей, которые вообще никак не формализуют свои отношения. Как всё это вообще возможно? Где произошёл тот самый надлом, плоды которого мы с вами обильно пожинаем сегодня? Давайте послушаем отрывок из 10 главы послания апостола Павла к Римлянам и подумаем, не скрывается ли в этих словах ответ.
Глава 10.
1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.
5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.
6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
Апостол Павел описывает две модели поведения: первая — «праведность по закону» и вторая — «праведность по вере». Закон — он вполне понятен: есть правила, их нарушение влечёт ответственность и наказание. Казалось бы, вполне рабочая, отшлифованная веками схема. То, на чём держится вся юриспруденция. Но для апостола эта схема, напротив, нерабочая. Почему? Да потому, что по отношению к личности человека любой закон — это насилие и ограничение. И чем больше сконцентрирован человек на своей индивидуальности, чем более он свободолюбив, чем менее для него значит реакция окружающих — тем решительнее он будет переступать через любые кажущиеся универсальными рамки. А затем — он установит свой собственный «закон», и уже будет им упрекать других в их «ненормальности», то есть — «ненормативности» с его точки зрения. Как это происходит сегодня, например, в некоторых странах со всякими половыми отклонениями.
Что же предлагает апостол? Праведность не от закона, а по вере. Но как это? Что скрывается за загадочными словами о слове Писания, которое близко к человеческому сердцу и устам? Вера для апостола — не есть нечто внешнее, чужеродное и навязанное человеку. В отличие от закона, вера есть пространство личностного самоопределения человека при очевидности присутствия Бога. Именно поэтому и невозможно родителям «инъектировать» свою веру в детей: пока не произойдёт личной встречи с Богом, это «пространство веры» будет исключительно подражательным, не собственным. И потому — малоценным. Но стоит этой Встрече произойти — и человек уже не может формально отнестись к факту того, что Бог — есть, что Он — живой, что Он — любящий, беспокоящийся, заботливый — готовый снова и снова идти на Крест ради каждого из нас. Так же, как влюбившийся юноша не может «просто принять к сведению» то, что для него открылась совершенно новая страница жизни, нахлынули новые чувства, переживания, да и вообще весь мир буквально перевернулся — также и раскрывающаяся в сердце вера перенастраивает абсолютно всё во внутреннем мире человека.
Я бы аналогию с влюблённым юношей вот как продолжил. Пока юноша «в поиске» — для него бесконечно важно быть правильно одетым, стильным, любой недостаток внешности кажется критическим — кто же знает, насколько «отсекающим» он может оказаться для гипотетической другой стороны? Но как только реальная встреча произошла, общение и узнавание друг друга началось — всё это внешнее уходит на второй план: куда важнее быть рядом, в общении, в опознавании самого себя через глаза другого. Ведь в глазах любящего любые недостатки могут стать забавными чертами, несовершенства — задатками будущих достижений, жизненные ошибки — бесценным опытом. Лишь бы только свет любви не угасал — потому что только он может любое несовершенство не только «покрыть любовью», но и претворить в нечто ценное.
Надлом, о котором мы говорили в самом начале программы, был в том, что попытка устроить собственную человеческую праведность по самым высоким моральным принципам не могла не закончиться провалом. И отказавшись от очень высокой цели человек вообще решил в высь больше не стремиться. Но Христос предлагает нам совершенно иной подход — быть с Ним, жить Им, дышать Им. И тогда не наша на коленке сделанная праведность будет наполнять жизнь, а Его святость. Вот почему апостол сегодня призывает всех нас прежде всего обращать внимание не на наше формальное соответствие — или, напротив, несоответствие требованиям нравственного закона, а на то, насколько в наших сердцах есть место живой вере, которая, как и любовь, своей силой способна радикальным образом изменить и наше существо, и наше поведение!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер