Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Апостольские чтения

Послание к Римлянам святого апостола Павла

Послание к Римлянам святого апостола Павла


Рим., 79 зач., I, 1-7, 13-17.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Кредиты — это, с христианской точки зрения, хорошо или плохо? Да, иногда они бывают печальной неизбежностью, но если смотреть без углубления в детали, то как к ним стоит относиться? Апостол Павел в Послании к Римлянам призывал христиан воздерживаться от того, чтобы быть в долгу у кого-либо: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13:8). И тот же апостол Павел писал о самом себе как о должнике. Именно с этого — с именования себя должником — начинается содержательная часть апостольского Послания к Римлянам, отрывок из первой главы которого звучит сегодня в православных храмах.

Глава 1.

Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию,

которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях,

о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти

4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем,

5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы,

6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом,

всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

13 Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.

14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.

15 Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.

16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.

17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.

Как и любое другое апостольское послание, Послание к Римлянам имеет стандартную для писем того времени структуру: сначала идёт представление, за ним следует славословие Бога, после чего начинается содержательная часть письма. В случае с павловыми Посланиями, их приветствия всегда — крайне интересный текст, который важен в том числе и с вероучительной точки зрения.

Самое важное и первое определение, данное апостолом самому себе, — «раб Иисуса Христа». Сегодня вряд ли кто станет представляться таким образом, а если кто-то и рискнёт дать себе такую атрибуцию, то вряд ли он будет правильно понят окружающими. Это предсказуемо: само слово «раб» имеет в нашей культуре ярко выраженный отрицательный оттенок, ну а Христа многие склонны воспринимать как исключительно мифического персонажа. Для апостола Павла всё было иначе: Христос был его реальностью, превосходящей собой всё прочее, а слово «раб», применительно к обозначению своего места рядом со Христом, апостол понимал как высший из всех возможных для человека статусов. Очень отдалённо, но павлово восприятие определения «раб Иисуса Христа» можно сравнить с современным словосочетанием «помощник президента» или даже «советник президента».

Такой статус неминуемо накладывает на своего носителя определённые обязанности, которые можно назвать долженствованием. По этой причине содержательную часть своего Послания апостол Павел начинает со слов «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам». Из следующей его фразы становится понятно, что именно он должен: «Я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме»; Павел всем должен благовестие, он должен всем учение Христово. В случае апостола Павла, как и в случае любого христианина, тот долг, который накладывает послушание и соработничество Христу, — это не тяжёлая обязанность, а привилегия. Именно так понимал своё служение апостол, именно так христианские обязанности должен понимать и любой верующий во Христа, и это, по мысли апостола, единственное долженствование, допустимое для христиан.

tolpekina

Последние записи

Комната, где дети не плачут. Дарья Кравченко

Помню, как сейчас. Вечер. Я смотрю на недоклеенные обои в коридоре нашей квартиры и говорю…

18.05.2024

«Послушание»

Выхожу ранним утром на улицу и слышу привычный звук — это дворник Петрович метёт дорогу…

18.05.2024

18 мая. О подвигах и чудесах Великомученицы Ирины

Сегодня 18 мая. День памяти Великомученицы Ирины, жившей в первые века христианства. О её подвигах и чудесах, — священник Августин Соколовски.

18.05.2024

18 мая. О молитвах перед Образом Богородицы «Неупиваемая Чаша»

Сегодня 18 мая. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша». О молитвах перед этим Образом Богородицы, — протоиерей Василий…

18.05.2024

18 мая. О значении музеев в наше время

Сегодня 18 мая. Международный день музеев. О значении музеев в наше время, — протоиерей Артемий Владимиров.

18.05.2024

Деяния святых апостолов

Деян., 15 зач., V, 21-33. Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Священное Писание не стремится быть оригинальным в каждой…

18.05.2024

This website uses cookies.