Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
Кол., 256 зач., II, 20 — III, 3.
Глава 2.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
21 «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»
22 (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?
23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.
Глава 3.
1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;
2 о горнем помышляйте, а не о земном.
3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сложно представить религиозное учение, в котором не было бы аскетических предписаний. Впрочем, такие предписания можно найти не только в религиозных сообществах, есть они и у спортсменов, у людей с хроническими заболеваниями, их можно встретить в армии и во многих других местах. Так или иначе, но с аскетическими требованиями сталкиваются если не все, то абсолютное большинство людей. Конечно, далеко не всегда речь идет об аскетике в собственном смысле этого слова, чаще всего мы имеем дело с диетами или же с распорядком жизни, обязательными в том или ином сообществе. Поэтому нельзя сказать, что аскеза — это то, что отличает людей религиозных. Тем более нельзя сказать, что аскеза — удел лишь христиан, или же исключительно монахов. Безусловно, аскетические дисциплинарные требования в Церкви существуют, кого-то они смущают, кому-то кажутся слишком строгими и потому неисполнимыми. Но интересно не само их существование и наполнение, а смысл, который они в себе несут.
В Послании в Колоссы апостол Павел упоминает аскетические требования и, как это ни странно, критикует их, впрочем, можно сказать жестче: апостол требует, чтобы его адресаты ни в коем случае не исполняли эти требования. Мы читаем его слова: «если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: „не прикасайся“, „не вкушай“, „не дотрагивайся“... по заповедям и учению человеческому?» Казалось бы: ведь аскетика в том и состоит, чтобы воздерживаться от некоторых видов пищи, чтобы добровольно подчиняться ограничениям. Но апостол не согласен. Оказывается, что смысл запретов не в них самих, а в том, какая причина побудила их установить и то, к чему они в конечном итоге ведут.
В случае христиан Колосс запреты были связаны с их уклонением в иудейский обрядовый закон, они под влиянием лжеучителей решили, что для полноты праведности им необходимо исполнять постановления Ветхого Завета. Апостол Павел объясняет свое отношение к этим постановлениям: «Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти». Почему же такая аскеза не мудрость, а только мимикрия под мудрость? Ответы мы находим в дальнейших словах апостола: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном». Предписания Ветхого Завета имеют исключительно земной смысл, они были нужны для того, чтобы избранный Богом народ мог сохранить себя до пришествия Христа.
С этой задачей закон Моисея успешно справился, Христос пришел, а вместе с Ним пришла и новая эпоха, в которую любые аскетические ограничения должны иметь смысл духовный и вечный. В эпоху Нового Завета аскеза в собственном смысле этого слова нужна не для того, чтобы отделить одно сообщество от всех прочих, а для того, чтобы помочь в общении с Богом. Против такой аскезы апостол Павел никогда не выступал, напротив, он был ее сторонником.
Как трудно, как тревожно бывает жить в нашем мире! Размотает все нервы городская суета, рабочая гонка...…
С 20 по 25 мая в Москве проходит семейный фестиваль «7Я фест». О многодетной семье, — отец десятерых детей Михаил Яковлев.
В 6-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную». О духовной пище, — протоиерей…
Сегодня 21 мая. День памяти преподобного Арсения Великого, жившего в V веке. О его жизни и подвигах, — священник Августин Соколовски.
Сегодня 21 мая. День памяти Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. О его любви к Господу, — игумен Лука Степанов.
Деян., 18 зач., VIII, 5-17. «Самое трудное, что человек должен преодолеть, — это самого себя», — писала в своём дневнике…
This website uses cookies.