
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Эти слова из послания апостола Павла к Галатам звучат в наших храмах довольно часто — они читаются в те дни, когда совершается воспоминание преподобных. А преподобных у нас, к счастью, немало. И сегодня Церковь вспоминает одного из самых известных русских преподобных — Серафима Саровского. Услышанные нами слова апостола довольно просты и их легко выучить наизусть. Сделать же это стоит, апостольские слова нужны для диагностики, в первую очередь, самих себя: есть ли со мной Дух Святой? Утвердительный ответ возможен лишь в том случае, если во мне есть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Если же чего-то из этого списка недостает, то становится необходим закон, который апостол упоминает здесь же. Почему тем, кто стяжал плоды Духа нет необходимости в законе? Блаженный Августин отвечает на этот вопрос так: «Ибо те, кем правят эти плоды, законом пользуются открыто: ведь закон им не в принуждение, а праведность для них — наибольшая и сильнейшая потребность. Итак, такие плоды духа царствуют в человеке, в котором не царствует грех. Такие блага царствуют, если они настолько восхищают людей, что сами удерживают ум от искушения, чтобы он не поддался греху».
Перечень плодов Духа неслучаен. Он, если присмотреться, повторяет Заповеди блаженств, только в обратном порядке. Апостол начинает с любви и радости, любовь, по слову все того же апостола Павла есть «совокупность совершенства» (Кол. 3:14). У достигающих совершенства она настолько сильна, что ради Господа Иисуса Христа они готовы жертвовать всем — даже собственной жизнью. При этом радость, подаваемая им Святым Духом, иногда делает их нечувствительными к скорбям, то есть в их жизни исполняется обетование о блаженстве изгнанных за правду Христову.
Далее апостол упоминает «мир, долготерпение, благость». Умиротворение сил души, чистота сердца и духовная мудрость делают человека способным и других примирять с Богом, то есть на практике исполнять заповеди миротворчества, сердечной чистоты. После этого идет «милосердие», которое перекликается со словами Христа «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
«Вера» — духовная чуткость и интуиция к восприятию религиозных истин, жажда жить духовными ценностями, веру легко сопоставить с алканием и жажданием правды в Заповедях блаженств. «Кротость» напрямую упоминается и Христом Спасителем: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». «Воздержание» — добродетель евангельской нищеты духовной и тех плачущих, которые получат утешение в Царстве Христовом.
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
 
                                    
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема



 
 



