
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Церкви и около нее всегда находились и находятся люди, которые стремятся не к Богу, а к каким-то сверхъестественным состояниям или же мистическим озарениям. Им интересно не общение с Богом как таковое, не Сам Бог, не Его слова, а собственные эмоции и разного рода экстатические состояния, которые выдаются за плод молитвы. Церковь же неустанно свидетельствует, что ничего подобного искать не стоит, не надо гоняться за внешними эффектами, о них даже думать не стоит. Более того, такие поиски крайне опасны как для души человека, так и для его ума. Но если общение с Богом не проявляет себя в каких-либо необычных состояниях, то как его можно распознать? Что может быть достоверным свидетельством того, что человек находится на правильным пути, если он не ощущает ничего сверхъестественного? В чем вообще может быть отличие христианина от других людей? Апостол Павел в сегодняшнем отрывке дает ответ на эти вопрос: истинное богообщение должно приводить к плодам Святого Духа, а это, по апостолу, любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Не что-то одно из этого перечня, а все сразу. Если же всего и сразу нет, то значит и нет плодов Святого Духа вообще. К примеру, радость может быть иллюзорной, надуманной, она может быть простой эмоцией, которая вызвана, скажем, неожиданной денежной премией, а вовсе не плодом Духа. Такая радость мгновенно оборачивается крайней печалью, если ее носитель подвергается каким-либо внешним нападкам. А все потому, что нет ни веры, ни кротости, ни долготерпения. Абсолютно любой дар из данного апостолом перечня может быть подвергнут фальсификации, а потому его надо проверять, конечно, в самом себе, а не в ком-то другом.
Все перечисленные апостолом дары Духа относятся к духовно-нравственной области, а их перечисление соблюдает определенный порядок: они расположены в порядке убывания, от высшего с низшему. В основе же всего лежит воздержание. Оно рождает кротость, кротость приводит к вере, вера — к милосердию и так далее. О том, что начинать стяжание даров Святого Духа надо с воздержания, говорит и следующая за перечнем даров апостольская мысль, в которой упоминаются те, кто распял «плоть со страстями и похотями». То есть те, кто научился жить по разумной своей воле, сопряженной с волей Бога, а не под диктовку тела с его бесконечными и зачастую лишенными какого-либо смысла требованиями. Достигается же это только через обретение навыка воздержания. Наличие воздержание проверить очень легко: оно либо есть, либо его нет. Либо способен человек придерживаться установленного для него режима поста и молитвы, либо нет. Если, к примеру, о вере и о ее присутствии даже в самом себе сказать крайне непросто, то воздержание не вызывает таких проблем. Дай нам всем, Господи, начать с малого, с воздержания, и прийти к великому, вечному и нетленному — к любви Христовой и радости о Христе Воскресшем!
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема