Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Послание к Галатам святого апостола Павла

Послание к Галатам святого апостола Павла


Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери

Гал., 207 зач., III, 15-22.

15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. 16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.

17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет та́к, чтобы обетование потеряло силу.

18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.

19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.

20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; 22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Магистральная тема этого апостольского отрывка проста: обетования, который Бог дал Аврааму, относятся лишь ко Христу, зафиксированный Авраамом и Моисеем закон имеет временное значение — он призван приготовить людей к встрече Христа. После пришествия Христа, Его Смерти и Воскресения закон утрачивает свое значение. В этой своей мысли апостол Павел убеждает адресатов послания через самые разные примеры.

Но все же апостол довольно кратко излагает свои мысли, а вот древние комментаторы значительно более свободны и пространны в пояснении действий Промысла Божия в истории спасения человечества. Послушаем мысли блаженного Иеронима Стридонского. Он утверждал, что закон «дан <...> из-за преступлений, и скорее обличает грешников, которым он дан после обетования как бы в качестве стража и, так сказать, темницы, чтобы не желавшие в невинности по свободе воли ожидать исполнения обетованного, встречая препятствие в узах Закона и приведенные на служение Заповедям, сохраняемы были для наступления будущей во Христе веры, которая представляла исполнение обетования. Но Писание не должно почитаться виновником греха в силу того, что оно представляется заключившим все под грех, так как Заповедь, исходящая из [законного] права, скорее обнаруживает и обличает грех, чем служит его причиною».

Блаженный Иероним, опираясь на слова апостола Павла, полагает, что есть три звена: обетования о Христе, которые были даны Аврааму, закон для сохранения человечества во временной промежуток между произнесением обетования и его исполнением, и собственно исполнение, то есть пришествие Христа. Свобода воли, о которой пишет Иероним, если нет внешнего ограничения, с почти что неизбежной силой уводит человека в сторону от праведности, из-за уклонения от добра теряется нравственная чуткость, которая в конечном итоге приводит к совершенной деградации. А это делает невозможным исполнение обетования о Христе: Он не мог прийти в мир иначе, чем через Свою Пресвятую Матерь, а Ее чистота и святость — плод многовекового ограждения Законом избранного Богом народа. После же исполнения обетования начиналась новая эпоха с новым законом, тем самым, который мы именуем Благой вестью или, иначе, Евангелием.

Радио ВЕРА

Последние записи

Артёму Казённых важно отправиться на лечение, нужна помощь

Артёму Казённых 9 лет, он не может нормально двигаться и очень плохо видит. Но благодаря любви и заботе близких, жизнь его…

01.05.2024

«Смыслы Страстной седмицы». Прот. Павел Великанов

У нас в гостях был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов. Мы размышляли…

01.05.2024

«Страдания и вера». Татьяна Семчишина

У нас в гостях была медсестра детской реанимации Татьяна Семчишина. Мы говорили о том, как…

01.05.2024

Тридцать сребреников Иуды

Фото: Pxhere Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события,…

01.05.2024

1 мая. О приготовлении Христа к погребению

В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет…

01.05.2024

1 мая. О возмущении души Христа

В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь…

01.05.2024

This website uses cookies.