Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В своих посланиях апостол Павел предвосхитил всю последующую аскетическую христианскую практику. То, что в дальнейшем многие поколения монахов постигали на личном опыте, апостол Павел описал благодаря прямому наставлению Господа Иисуса Христа. Да, апостол с Ним не встречался во время земной жизни Христа, Спаситель явился Павлу иначе, и это не было какой-то иллюзией или самообманом, ведь в противном случае апостол не смог бы столь точно выразить как христианское учение о Боге и человеке, так и принципы христианской аскезы, ему попросту не хватило бы времени для получения необходимой глубины познания этих предметов. Один из самых ярких и важных отрывков в посланиях апостола Павла относительно аскезы содержится в 5-й и 6-й главах его Послания к Галатам, и звучит он в православных храмах, как правило, в дни памяти преподобных. Звучит он и сегодня, в день памяти преподобного Серафима Саровского. Давайте послушаем этот отрывок апостольского послания.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
В прозвучавшем отрывке апостол Павел сделал акцент на дарах Духа, именно к стяжанию этих даров и должны быть направлены усилия христиан. С одной стороны, мы знаем, что духовные дары подаёт Бог, а, с другой, нам известно, что их невозможно обрести без усилий со стороны человека. Необходимое условие получения даров Духа апостол определил как распятие плоти «со страстями и похотями».
Собственно, это именно то, к чему призваны монахи, то, на что направлена повседневная практика монашеской жизни. Конечно, апостол писал свои слова, имея в виду не только тех христиан, которые решат оставить всё и сосредоточиться на исполнении евангельских заповедей, Павел писал эти слова для всех христиан, это следует хотя бы из того факта, что в годы жизни святого апостола монахов ещё попросту не существовало.
Распятие плоти со страстями и похотями — это одновременно и условие получения даров Духа, и результат их пребывания в человеке. Если же нам кажется, что без содействия Духа Божия невозможно победить наши человеческие страсти и похоти, то нам стоит помнить о том, что эти дары подаются нам в таинстве миропомазания, которое в православной традиции непосредственно примыкает к таинству крещения и совершается вместе с ним, ну а дальнейшая христианская жизнь должна вести нас к раскрытию полученных даров и к усилению их влияния на нашу жизнь. Если огрублять, то этот процесс можно представить как подобие движения по восходящей спирали: получив дары Духа в таинстве миропомазания мы обретаем силу к борьбе со страстями, осуществляя её на деле, мы всё больше и больше раскрываем дары в самих себе, и через это обретаем новую силу к духовной борьбе.
Ну а начинается эта борьба с самого простого: с того, чтобы не тщеславиться, чтобы никого не раздражать и никому не завидовать, понимая, что всё это первейшие и самые явные признаки проявления гордыни, которая больше, чем что-либо иное, препятствует духовному восхождению человека. Продолжая этот перечень, апостол Павел сделал очень важное замечание: он написал, что сосредоточенность на борьбе со своими собственными пороками вовсе не должна лишать нас внимания к окружающим, мы должны помогать им увидеть грех и преодолеть его, но делать это необходимо с величайшей осторожностью, так, чтобы никого не уязвить своими словами и чтобы самим не впасть ни в тщеславие, ни в раздражение, ни в зависть, ни в какое-либо иное греховное состояние.
Примеры того, каким образом надлежит поступать, нам во множестве дают жития преподобных. Особенно же тех, кто жил в относительно недавнее время, так как об этих людях мы знаем довольно много, о них есть достоверная информация, сохранились свидетельства очевидцев их жизни, сохранилась их прямая речь, в некоторых случаях сохранилась и их переписка. Из житий преподобных мы можем почерпнуть практические советы относительно того, как беречь свою душу от всех упомянутых апостолом греховных состояний, можем узнать, как обличать чужой грех без вреда как для обличаемого человека, так и для себя самого. Эти жития, пожалуй, лучше всего прочего помогут нам настроиться на нужный лад и вдохновиться на подвиг жизни по вере.
Одним из тех святых преподобных отцов, о которых мы знаем очень много, был преподобный Серафим Саровский. Отдельные его слова известны даже тем, кто мало что знает о самом Серафиме. Он был тем человеком, который, живя по Духу, сумел очень многих людей отвратить от погибельного пути и помочь обрести спасение. Пусть же его молитвами Бог обратит к Себе и каждого из нас!
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема