Послание к Галатам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Галатам святого апостола Павла

* Поделиться

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел

Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В своих посланиях апостол Павел предвосхитил всю последующую аскетическую христианскую практику. То, что в дальнейшем многие поколения монахов постигали на личном опыте, апостол Павел описал благодаря прямому наставлению Господа Иисуса Христа. Да, апостол с Ним не встречался во время земной жизни Христа, Спаситель явился Павлу иначе, и это не было какой-то иллюзией или самообманом, ведь в противном случае апостол не смог бы столь точно выразить как христианское учение о Боге и человеке, так и принципы христианской аскезы, ему попросту не хватило бы времени для получения необходимой глубины познания этих предметов. Один из самых ярких и важных отрывков в посланиях апостола Павла относительно аскезы содержится в 5-й и 6-й главах его Послания к Галатам, и звучит он в православных храмах, как правило, в дни памяти преподобных. Звучит он и сегодня, в день памяти преподобного Серафима Саровского. Давайте послушаем этот отрывок апостольского послания.

Глава 5.

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 

23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6.

Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

В прозвучавшем отрывке апостол Павел сделал акцент на дарах Духа, именно к стяжанию этих даров и должны быть направлены усилия христиан. С одной стороны, мы знаем, что духовные дары подаёт Бог, а, с другой, нам известно, что их невозможно обрести без усилий со стороны человека. Необходимое условие получения даров Духа апостол определил как распятие плоти «со страстями и похотями».

Собственно, это именно то, к чему призваны монахи, то, на что направлена повседневная практика монашеской жизни. Конечно, апостол писал свои слова, имея в виду не только тех христиан, которые решат оставить всё и сосредоточиться на исполнении евангельских заповедей, Павел писал эти слова для всех христиан, это следует хотя бы из того факта, что в годы жизни святого апостола монахов ещё попросту не существовало.

Распятие плоти со страстями и похотями — это одновременно и условие получения даров Духа, и результат их пребывания в человеке. Если же нам кажется, что без содействия Духа Божия невозможно победить наши человеческие страсти и похоти, то нам стоит помнить о том, что эти дары подаются нам в таинстве миропомазания, которое в православной традиции непосредственно примыкает к таинству крещения и совершается вместе с ним, ну а дальнейшая христианская жизнь должна вести нас к раскрытию полученных даров и к усилению их влияния на нашу жизнь. Если огрублять, то этот процесс можно представить как подобие движения по восходящей спирали: получив дары Духа в таинстве миропомазания мы обретаем силу к борьбе со страстями, осуществляя её на деле, мы всё больше и больше раскрываем дары в самих себе, и через это обретаем новую силу к духовной борьбе.

Ну а начинается эта борьба с самого простого: с того, чтобы не тщеславиться, чтобы никого не раздражать и никому не завидовать, понимая, что всё это первейшие и самые явные признаки проявления гордыни, которая больше, чем что-либо иное, препятствует духовному восхождению человека. Продолжая этот перечень, апостол Павел сделал очень важное замечание: он написал, что сосредоточенность на борьбе со своими собственными пороками вовсе не должна лишать нас внимания к окружающим, мы должны помогать им увидеть грех и преодолеть его, но делать это необходимо с величайшей осторожностью, так, чтобы никого не уязвить своими словами и чтобы самим не впасть ни в тщеславие, ни в раздражение, ни в зависть, ни в какое-либо иное греховное состояние.

Примеры того, каким образом надлежит поступать, нам во множестве дают жития преподобных. Особенно же тех, кто жил в относительно недавнее время, так как об этих людях мы знаем довольно много, о них есть достоверная информация, сохранились свидетельства очевидцев их жизни, сохранилась их прямая речь, в некоторых случаях сохранилась и их переписка. Из житий преподобных мы можем почерпнуть практические советы относительно того, как беречь свою душу от всех упомянутых апостолом греховных состояний, можем узнать, как обличать чужой грех без вреда как для обличаемого человека, так и для себя самого. Эти жития, пожалуй, лучше всего прочего помогут нам настроиться на нужный лад и вдохновиться на подвиг жизни по вере.

Одним из тех святых преподобных отцов, о которых мы знаем очень много, был преподобный Серафим Саровский. Отдельные его слова известны даже тем, кто мало что знает о самом Серафиме. Он был тем человеком, который, живя по Духу, сумел очень многих людей отвратить от погибельного пути и помочь обрести спасение. Пусть же его молитвами Бог обратит к Себе и каждого из нас!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем