Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Апостольские чтения

Послание к Галатам святого апостола Павла

Послание к Галатам святого апостола Павла


Гал., 214 зач., VI, 2-10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

К сожалению, конфликты с окружающими нас людьми стали неотъемлемой частью нашей жизни. В гуманитарной науке даже возникло такое направление, как конфликтология, которое пытается изучить природу человеческих столкновений друг с другом, а также предложить пути решения проблемы. А какой путь решения конфликтов предлагает христианство? Отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в православных храмах за богослужением, содержит ответы на этот вопрос. Давайте послушаем.

Глава 6.

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.

4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,

ибо каждый понесет свое бремя.

6 Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.

7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:

8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.

Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

Отвечая на вопрос, как избежать болезненного столкновения со своим ближним или как погасить уже возникший конфликт, апостол Павел отвечает в самом начале прозвучавшего отрывка: «носите бремена друг друга», — призывает он. Как же это можно понимать?

Наверное, в первую очередь, речь идёт о том, что нам не следует ничего ожидать от человека. Как кто-то очень точно заметил, ожидание — это обида в зародыше. Нередко претензии к окружающим у нас возникают именно потому, что в нашем представлении они должны поступать так, как этого хочется нам. А потому, когда ближние внезапно говорят или действуют иначе, мы бываем разочарованы. Порой на нас накатывается волна раздражения и недовольства, мы чувствуем обиду, а подчас злость и ярость. Поэтому здесь всегда уместно вспоминать известную поговорку: «чтобы не разочаровываться, не следует очаровываться». Возможно, смирение и принятие того факта, что наш ближний — это реальный, живой человек, со своими желаниями и представлениями о жизни, а не наше отражение в зеркале, избавит нас от многих горьких разочарований и послужит профилактикой стычки.

Во-вторых, если уж столкновение произошло, следует задуматься над тем, что тот, кто доставил нам неприятности, зачастую не хотел сделать нам плохо. В большинстве случаев он просто хотел сделать хорошо себе. Ведь, как и всякий из нас, он просто привык во всех своих делах думать лишь о своей выгоде. Так работает наша больная самость. Причём зачастую мы этого даже не осознаём. Наш ум привык прикрывать наши корыстные мотивы благими намерениями. Банальный пример: в детстве разбили окно в школе. Камень кидал я, а друг стоял рядом за компанию. Испытывая чувство вины, иду к завучу и рассказываю ему о своём поступке, сообщая заодно, что был не один. Вроде хорошо, что признался, вроде честно. Но вместе с этим вовлёк во все эти разбирательства и товарища. Ему в итоге тоже досталось. Я думал, что так покажу взрослым, что я полностью раскаялся, что я хороший, и не надо меня сильно наказывать. Вот вам и угодничество, и трусость в оболочке честности, от которой пострадал другой человек. И сам я не хотел сделать ему плохо, я хотел выгородить себя. О товарище мой эгоизм просто не подумал.

В-третьих, — нередко мы вступаем в конфликт, потому что не видим своего эгоизма. Мы думаем, что нами руководит чувство справедливости, а мы борцы за правду и права человека. Достаточно просто понаблюдать, какие чувства я испытываю, когда кто-то вперёд меня и вперёд всей очереди пытается пробиться к кассе в супермаркете. Я возмущён. А если наглеца жёстко одёргивают и ставят на место, ко мне возвращается спокойствие, я ощущаю удовлетворение. Что это как не чувство справедливости? Но если постараться быть честным с самим собой и приглядеться к своему внутреннему миру, то станет очевидно, что это просто страх. Страх потерять своё. Страх, что мне сядут на шею. Что я не успею, опоздаю, что я потеряю нечто жизненно важное. Я лишусь комфорта. Это и есть мой эгоизм, который во всём ищет свою выгоду и который будет драться до последнего, если почувствует угрозу со стороны окружающих. Поэтому и говорит апостол: «кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя».

Если мы воспитаем в себе навык задумываться об этих трёх вещах: то есть если не будем ожидать от другого что-то сверх меры и понимать, что как мой оппонент, так и я сам просто зацикленные на себе люди, которые боятся потерять своё, тогда постепенно любую конфликтную ситуацию мы научимся видеть со стороны. Постепенно придёт понимание, что мой ближний — не злой человек, не подлец. Ему просто страшно. Страшно за себя. Как и я, он духовно болен. Я смогу увидеть его бремя, так как сам несу такое же. И вот именно такое понимание даёт мне силы при первых признаках надвигающейся бури искренне помолиться Богу, чтобы Он дал нам обоим здравомыслия прекратить цапаться. Чтобы подсказал мне, как я могу поступить по отношению к своему обидчику по-евангельски. Чтобы дал мне силы оказать ему милость, любовь и снисхождение.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

tolpekina

Последние записи

Олень Эдик. Дарья Кравченко

Помню день, когда наша маленькая дочка Арина сама позвала Бога. Мы бережно прокладывали для неё…

17.05.2024

17 мая. О значении Акта о каноническом общении

Сегодня 17 мая. В этот день в 2007 году в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской Православной…

17.05.2024

17 мая. О подвиге Мученицы Пелагии Тарсийской

Сегодня 17 мая. День памяти Мученицы Пелагии Тарсийской, пострадавшей за Христа на рубеже II-III (2-3-го) веков. О её подвиге, — священник Августин Соколовски.

17.05.2024

17 мая. О неверии

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа о пророке Моисее, обращённые к иудеям: «Если же его Писаниям не верите, как…

17.05.2024

Деяния святых апостолов

Деян., 13 зач., V, 1-11. Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви…

17.05.2024

This website uses cookies.