Гал., 212 зач., V, 11-21.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Не раз мы слышали, что Христос дал людям свободу. Об этом говорят и христианские священные тексты. Но что именно подразумевается под свободой? Ответ на этот вопрос мы находим в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
11 За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.
12 О, если бы удалены были возмущающие вас!
13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.
14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси,
21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел призывает галатийских христиан не угождать плоти. Что такое плоть? Речь идёт отнюдь не о теле. На языке Библии плоть — это греховный образ жизни. Что же такое греховный образ жизни?
Представьте себе компьютер. В его основе находится ядерный микропроцессор. В этот процессор вшита программа, которая руководит всей операционной системой машины. То есть именно ядро контролирует работу всей системы. Для того, чтобы нарушить работу компьютера, достаточно поразить вирусом его сердце, то есть ядро. Оно будет посылать неверные команды, программы будут выдавать неверную информацию и конфликтовать друг с другом.
Вот точно так и с каждым из нас. После грехопадения в основе всей нашей жизнедеятельности лежит одна простая вирусная установка. Нами руководит страх. Страх потерять своё. Но, несмотря на свою простоту, именно она определяет всю программу нашей жизни, как ядро определяет всю работу компьютера. Преподобный Максим Исповедник поясняет, в чём это проявляется: абсолютно во всех своих делах мы бежим от страданий и стремимся к удовольствиям. То есть все наши мысли, чувства, поступки в конечном счёте направлены на то, чтобы сделать себе хорошо. При этом мы не очень считаемся с окружающими. Мы хотим, чтобы люди вокруг поступали так, как мы хотим, а все обстоятельства складывались так, как нам выгодно. И мы очень страдаем, если что-то идёт не по нашему плану. А такое происходит постоянно. Ведь все окружающие заражены точно таким же вирусом тотальной зацикленности на себе. Отсюда в нашей жизни постоянные ссоры, распри, разногласия, гнев, раздражение, ненависть, зависть, убийства. Чтобы заставить людей делать так, как мы хотим, мы прибегаем к разного рода манипуляциям, в том числе при помощи волшебства и обольщения. Чтобы увеличить градус удовольствия или избавиться от боли и пустоты, мы впадаем в пьянство, блуд, прелюбодеяние. Вот весь этот сложный комплекс жизни зацикленного на себе человека апостол Павел и называет жизнью по плоти. По сути, это всё, что мы чувствуем, думаем, делаем. Ведь, если честно посмотреть на себя, то мы увидим, что всё это базируется на идее сделать себе хорошо, не обращая внимания на окружающих. Нередко именно такой образ жизни мы называем свободой. Свободой, от которой мы сами дико страдаем. Страдаем или потому что не можем достигнуть желаемого, или потому что получили его слишком много, а жизнь так и остаётся пустой и бессмысленной.
В чём апостол Павел видит выход? Очевидно, нам надо избавиться от вируса. Изменить настройку ядерного процессора. Если раньше я хотел во всём исполнять свою волю, то отныне во всём ищу как бы мне исполнить волю Бога и послужить своим ближним. Как именно это делать, Господь открывает нам в Своём Евангелии. Всё начинается с новых поступков, совершая которые мы разрушаем свою старую программу и приобретаем совершенно новый образ мысли, чувств и действий. Постепенно мы освобождаемся от зацикленности на себе. Мы начинаем видеть себя со стороны, видеть, как жили не своей жизнью. Что за нас нашу жизнь проживала эгоистичная, бездушная программа. Мы постепенно учимся думать о других. Уходят саможаление, обиды, претензии, злоба. К нам приходит ясность, любовь, милость и снисхождение к людям, которые всё ещё заражены страшной болезнью под названием «эгоизм». В нас просыпаются новые чувства, новые мысли. Жизнь начинает играть новыми красками. Так, следуя Евангелию, мы обретаем подлинную свободу. Это свобода от своего греховного «я». Дух Божий выводит нас в новый мир, раскрывая в нашем сердце Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема