Гал., 213 зач., V, 22 — VI, 2.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В житие апостола Иоанна Богослова, автора одного из Евангелий, есть такой эпизод. Однажды в городе Ефес он принял в христианскую общину юношу. Апостол относился к нему по-отечески, как и подобает настоящему пастырю. Как-то раз по делам проповеди Евангелия св. Иоанну было необходимо отлучиться из Ефеса на продолжительный период. За это время юноша сошелся с дурной компании, погрузился в разврат и в итоге ушел в горы, где сделался главой шайки разбойников. Вернувшись в город и узнав об этом, апостол отправился на его поиски. С большими трудностями, рискуя собственной жизнью, он отыскал лагерь бандитов, где его привели к вожаку. Но что же здесь произошло? Как только парень увидел своего духовного отца, его захлестнуло чувство жгучего стыда, и он бросился бежать. Почтенный старец, закатав подол своей туники, бросился за ним вдогонку, крича на ходу: «чадо, зачем бежишь от меня? Остановись, сжалься над бедным старцем! Вернись, ничего для тебя еще не потеряно. Я сам за тебя отвечу перед Богом, сам понесу бремя твоих грехов, и Он спросит меня за всю ту кровь, которую ты пролил». Эти слова так подействовали на юношу, что он остановился, упал перед старцем на колени и со слезами начал умолять его о прощении. После они вдвоем вернулись в Ефес.
Вот всего лишь одна зарисовка-комментарий к тому тексту, который мы услышали сегодня. Это пример того, как действует жертвенная любовь, а также замечательный образ той власти, которой наделил Христос Своих последователей. Это не власть, которой обладают сильные мира сего, это не власть иерархическая, которая исполняет административные, а порой и карательные, полицейские функции. Это та сила, которая дает человеку возможность с кротостью и смирением нести бремя грехов своего оступившегося ближнего. И лишь тот может считаться подлинным христианином и церковным человеком, кто следует по этому пути. Ведь точно также однажды поступил и Господь, взяв на Себя крест всех наших прегрешений.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.