Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Послание к Галатам святого апостола Павла

Послание к Галатам святого апостола Павла


Гал., 212 зач., V, 11-21.

Глава 5.

11 За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.

12 О, если бы удалены были возмущающие вас!

13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.

14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,

17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,

20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси,

21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

Комментирует священник Антоний Борисов.

Комментирует священник Антоний Борисов.

Вы когда-нибудь видели, как птицы защищают своих птенцов от кошки? Пернатые родители очень боятся сами стать жертвой хищницы, но превозмогая страх, пикируют на противника, самоотверженно борются с ним до последнего вздоха. Кто-то скажет, что птицами движет инстинкт, но почему-то верится, что речь идет именно о любви. Примитивной, животной, но всё же любви.

Сегодняшний отрывок из послания к галатам буквально пронизан чувством любви. Апостол Павел, не имеющий возможности вернуться к своим самым первым ученикам, направляет им послание. В нем он всеми возможными способами убеждает местами наивных галатов — бывших язычников, потомков галлов-захватчиков — не верить лжепроповедникам. Те всячески убеждали юных в вере христиан ввести у себя иудейские обычаи — принять наряду с Евангелием закон Ветхого Завета. Для апостола Павла подобная, так сказать, религиозная «комбинация» была в принципе недопустимой.

Ветхий Завет служил проводником к Завету Новому для евреев. Но те, в большинстве своем, этого не поняли. Для язычников же не было никакой надобности ни обрезываться, ни соблюдать шаббат, ни следить за кошерностью пищи. Святой Павел указывает читателям на удивительную вещь. Все перечисленные нормы Ветхого Завета необходимы были во времена, когда религиозность как таковая имела исключительно телесный уклад. А именно — люди, в большинстве своем, сводили духовную жизнь к каким-то материальным нормам и правилам: не ешь, не пей, не убивай, не кради и прочее.

Но вот наступила иная эпоха. И то, с чем раньше необходимо было бороться как с чем-то существенным, полностью утратило хоть какую-то важность. Древний человек мог рассуждать, до какого предела его месть может быть дозволенной, сколько жен ему разрешено иметь, какие жертвы достаточны, чтобы умилостивить Бога. Апостол же провозглашает, что подобные мысли вообще христианину не нужны. Мы, например, не то, что не должны мстить, даже от намека на злобу призваны освободиться.

Ветхий закон необходим был, чтобы ограничить власть порока, грехи плоти. Но искреннему христианину подобные рамки в принципе не нужны, потому что пороки тела остались для него за порогом крещения. И ученик Спасителя концентрируется не столько на коррекции каких-то отклонений из области плоти, сколько стремится духовно прогрессировать, шаг за шагом приближаясь к до конца недостижимому, но притягивающему к себе идеалу святости в Боге.

Апостол Павел проявляет себя как мудрый педагог. У человеческого сознания есть свойство концентрироваться и отмечать важность вещей, о которых кто-то подробно рассказывает. Апостол прекрасно это понимал — вот почему он, указав на опасность грехов плоти, просто перечеркивает их, приравнивает к духовному мусору.

Апостол Павел, проповедуя свободу, не только не понижает планку нравственности, но максимально поднимает её вверх. Павлово милосердие вовсе не напоминает взгляд сквозь пальцы на какие-либо пороки. Проповедник Христов оказывается настолько выше всех плотских грехов, что даже отказывает о них подробно говорить. Зачем? Ведь такие вещи, как блуд, гнев, зависть, пьянство должны как ненужный балласт сброшены вниз, а все духовные силы христианина призваны устремиться вверх — к Царству Небесному, где единственным законом является любовь Бога к нам и наша любовь к Нему. И эта любовь не подавляет, не ограничивает, но взывает к истинной свободе нашего со-творчества и со-работничества Творцу.

tolpekina

Последние записи

Стать добровольцем и помочь жителям Мариуполя

Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви организует поездки волонтёров-ремонтников в город Мариуполь. Там добровольцы…

02.05.2024

«Разговор с подростками о христианских ценностях». Елена Бреднева

У нас в гостях была заместитель директора фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение» Елена Бреднева. Мы говорили…

02.05.2024

«Фрески Макарьева Свято-Троицкого монастыря в Калязине». Юлия Ратомская

У нас в гостях была ученый секретарь государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Ратомская. Мы говорили об истории фресок…

02.05.2024

Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская

Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано…

02.05.2024

«Белые птицы»

Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела,…

02.05.2024

Тайная вечеря – первая Пасха

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г. Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую…

02.05.2024

This website uses cookies.