
Апостол Павел
Флп., 243 зач., II, 24-30.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В апостольских посланиях немало того, что можно назвать бытовыми подробностями жизни первого поколения христиан. Такие описания нам могут показаться странными, ведь кажется, что во входящих в Священное Писание книгах Нового Завета абсолютно всё должно быть посвящено указанию пути ко спасению. Это совершенно верные и обоснованные ожидания, действительно, Новый Завет указывает путь ко Христу, иногда для этой цели он использует и рассказы о житейских заботах апостолов. Так сделано и во 2-й главе Послания апостола Павла к Филиппийцам, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 2.
24 Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам.
25 Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей,
26 потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни.
27 Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.
28 Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален.
29 Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении,
30 ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне.
В только что прозвучавших словах апостола Павла нет ни одной яркой мысли, такой, которая была бы подобна, к примеру, словам о любви, содержащимся в 13-й главе Первого послания апостола Павла к Коринфянам. Здесь мы имеем дело с текстом иного рода: Павел говорит о своих планах и о том, что собирается послать в Филиппы Епафродита, упоминает здесь апостол и ту болезнь, которую перенёс Епафродит. Если мы интересуемся историей Древней Церкви, то для нас это, конечно же, крайне важный текст, который проливает свет на некоторые подробности жизни апостола Павла и тех людей, которые были рядом с ним. Однако этот отрывок звучит во время литургии, а литургия — это не лекция по истории, в литургии всё подчинено одной цели — таинству Тела и Крови Христовых, к которому нас и должен подговорить в том числе и прозвучавший сегодня отрывок Послания к Филиппийцам.
Что же мы можем извлечь из этого текста для нашего назидания?
Во-первых, нам стоит обратить внимание на упоминание болезни Епафродита: он служил Церкви, находился рядом с апостолом Павлом, но тяжело заболел и чуть не умер. Если мы вспомним о том, что Павел неоднократно совершал исцеления и даже воскрешал мёртвых, то мы не сможем не удивиться тому, что, оказывается, Павел не всегда был способен помочь в болезни. Почему же так? Потому что исцелял не Павел, исцелял и исцеляет Бог, и далеко не всегда планы Бога о нас согласуются с нашими, не всегда Его планы совпадали и с планами апостолов Христовых. В этом смысле наше отличие от апостолов состоит лишь в том, что они умели принимать волю Божию о себе, а у нас с этим бывают немалые сложности.
Кроме того, стоит обратить внимание на финальные стихи услышанного нами отрывка. В них шла речь о том, что филиппийцы должны принять Епафродита «в Господе со всякою радостью», вместе с этим апостол Павел призывал своих адресатов относиться с предельным уважением к таким людям, каким был Епафродит, то есть к тем, кто «за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь». Этим самым апостол указал, кто должен пользоваться особым уважением в церковном сообществе: те, кто своей жизнью сумел доказать верность Христу. Сомневаться в том, что каждому христианину будет дана возможность показать свою верность Христу, не приходится. Такая возможность нам даётся всякий раз, когда стоит выбор между совершением греха или же уклонением от него, и дай Бог, чтобы мы неизменно выбирали второй из этих двух путей, уподобляясь тем самым всем от века просиявшим святым.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Храм иконы Божьей Матери «Знамение» (Крым, Судакский район, село Грушевка)
Путешествуя по Крыму, порой открываешь для себя уникальные места, о которых мало кто знает. Вот, например, едешь себе по трассе «Феодосия-Симферополь» и вдруг — указатель. Скромный, маленький, можно не обратить внимания и проскочить. Но если заметил — мимо уже точно не проедешь. Надпись на нём гласит: «Храм Знамения, 1-й век — 1 километр». Подумать только: где-то здесь, совсем рядом, находится христианская церковь апостольских времён!
Дорога приведёт в село Грушевка — это Судакский район. Придётся немного попетлять между домами по холмистой, неровной местности — такова уж особенность неповторимого крымского ландшафта. И вот, почти на окраине, у кромки леса, перед нами встанет довольно неприметный приземистый домик из неотёсанного природного камня. Крест на плоской крыше заметен не сразу. На стене табличка с надписью: «Древний храм. Первый век».
Признак того, что храм относится к апостольским временам — это особое устройство его алтаря. Небольшое помещение перекрыто сферическим куполом, который держится на закладных камнях. Так действительно было принято при апостолах. Строго говоря, первым веком от Рождества Христова следует датировать именно алтарь. Предположительно, он был устроен в небольшой пещере. Позже, примерно в 4 столетии, над пещерой был возведён храм. Многое повидал он за полтора тысячелетия. Пережил нашествие кочевников-гуннов, османское владычество, а в конце 18 века был освящён в честь иконы Божией Матери «Знамение». Какому святому, иконе или празднику изначально, в древности, была посвящена церковь — увы, неизвестно. Храм разрушался и восстанавливался. Но древняя, пещерная его часть, дошла до нас в первозданном виде. Интересно, что даже в советское время Знаменский храм оставался действующим вплоть до 1958 года и закрылся по причине аварийного состояния здания. Когда в 1990-е храм вновь передали верующим, его пришлось буквально откапывать — настолько сильно он ушёл в землю. И сегодня, как два тысячелетия назад, здесь возносятся молитвы Богу, а камни помнят первых последователей Христа.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Блаженной Матроны Московской (Комсомольск-на Амуре, Хабаровский край)
Комсомольск-на-Амуре расположен в четырёхстах километрах к северу от Хабаровска. Город был основан в 1860 году как село Пермское в рамках правительственной программы по укреплению дальневосточных рубежей России. Дома русские поселенцы поставили на берегу Амура — там, где сейчас возвышается над рекой деревянная церковь Блаженной Матроны Московской.
Это уже третий храм здесь, в районе современной Набережной. Первый, построенный в девятнадцатом веке, был посвящён Илье Пророку. Ту церковь закрыли после революции 1917-го. В здании разместили сначала клуб, потом — столовую. Колокольня долгое время служила пожарной каланчой. В шестидесятых годах двадцатого века Ильинскую церковь полностью разрушили. Село Пермское к этому времени уже считалось городом и носило имя Комсомольск-на-Амуре. Власти объявили его атеистическим.
Однако, в 1996 году горожане решили вновь поставить над Амуром церковь. В начале 1999 года деревянный храм освятили в честь Казанской иконы Божией Матери, но вскоре произошла беда — 7 марта здание загорелось из-за неисправности электропроводки. После пожара от церкви остался лишь каменный фундамент.
На этом история не закончилась. Жители Комсомольска-на-Амуре не оставляли надежду восстановить храм на набережной. Через 20 лет на собранные горожанами средства был изготовлен сруб из дальневосточной лиственницы — дерева, которому не страшны морозы. Церковь собрали на прежнем фундаменте по старинным технологиям, без единого гвоздя и освятили во имя блаженной старицы Матроны Московской. 4 сентября 2021 года под сводами храма состоялась первая литургия. С тех пор богослужения здесь не прекращаются.
А в 2024 году в Комсомольск-на-Амуре доставили из Москвы частицу святых мощей блаженной Матроны Московской. Помолиться у святыни в храм на Набережной пришли сотни горожан. Это событие стало важной страницей в летописи деревянной церкви, посвящённой блаженной старице.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (посёлок Желнино, Нижегородская область)
Поселок Желнино — заповедный уголок в пятидесяти километрах от Нижнего Новгорода. С одной стороны его омывает величавая Ока, с другой — тихая, поросшая кувшинками речка Осовец. В окрестностях много озёр с чистой ключевой водой. Дубовая роща, обступающая стройные ряды домов, полна птиц. Здесь можно встретить даже редкого краснокнижного дятла — желну. Собственно, благодаря этому черному красавцу в красной шапочке Желнино и получило своё название.
Главная достопримечательность здешних мест — старинный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Из любой точки посёлка видны островерхие башенки шатровых куполов и колокольня из красного кирпича. Церковь построили в 1878 году, а прежде Желнино считалось деревней. Местные жители были прихожанами Успенского храма Дудина монастыря. Это совсем рядом, пара километров, но — на другой стороне Оки! Зимой, когда река замерзала, дорога до храма по льду занимала не больше часа. Летом и осенью прихожане добирались на службу на лодках. А вот весной, в половодье, пускаться в плаванье было опасно. Иной год даже на Пасху православные оставались без литургии.
Исправить положение вызвался уроженец здешних мест, купец Степан Солин. Он истратил на богоугодное дело большую часть своего состояния и построил в Желнино просторный храм на три придела. 29 июля 1879 года центральный престол освятили в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день Нижегородский епископ Макарий преподнёс Степану Петровичу образ преподобного Сергия Радонежского с дарственной надписью на обороте. Икона многие годы хранилась в церкви Благовещения, но была утрачена, когда храм закрыли безбожники после революции 1917-го.
Великолепное здание из красного кирпича многие годы использовалось под овощехранилище. Когда в конце восьмидесятых годов двадцатого века церковь вернули православным, над её восстановлением пришлось немало потрудиться. Местные жители очистили замусоренное помещение. Художники-реставраторы из Ленинграда заново расписали стены. Вернулась под церковные своды и икона Сергия Радонежского, принадлежавшая Степану Солину. Как оказалась, её сохранила одна из прихожанок.
В 1988 году в храме Благовещения Богородицы вновь зазвучала молитва. С тех пор богослужения в Желнино не прекращаются.
Все выпуски программы ПроСтранствия







