Флп., 236 зач., I, 8-14.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Кровь мучеников — семя Церкви». Этот принцип, озвученный во времена глубокой древности христианским мыслителем Тертуллианом, очень верно описывает реалии бытия первых учеников Спасителя. Чем больше в Римской империи христиан гнали, тем шире разрасталась Церковь. Об этом, в том числе, пишет в отрывке из 1-й главы своего послания к христианам города Филиппы апостол Павел. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
8 Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа;
9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве,
10 чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов,
11 исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
Из прозвучавшего отрывка мы узнаём, что апостол Павел находится в узах, то есть в тюремном заключении. Действительно, святой за свою проповедническую деятельность был лишён свободы и написал, по сути, прощальное послание к христианам города Филиппы из римских застенков. Чего по общему настроению текста и не скажешь. Апостол совершенно отказывается жаловаться, он, впрочем, и не собирается унывать. Наоборот, Павел даже радуется тому, что ему пришлось пострадать за Христа и оказаться в тюрьме.
В случившемся апостол видит руку промысла Божия, ещё один путь распространения евангельского учения Христа Спасителя. И это действительно оказалось так. Павел пишет филиппийцам, что многие христиане, узнав о пленении апостола, не стали прятаться, но, наоборот, приободрились и усилили проповедь Благой вести. В результате, даже в претории — штабе имперской гвардии — стало о Павле и его миссии известно.
При этом, Павел совершенно не считает себя героем, не красуется, не кичится. Он прекрасно понимает, что имеющиеся силы даны ему Христом, что только с помощью благодати Божией ему удаётся переносить мужественно и радостно выпавшие на долю испытания. Павел потому и призывает своих первоначальных читателей, а вместе с ними и нас искать источник сил духовных и телесных исключительно в общении со Спасителем. А оно (это общение в таинствах ли, в домашней ли молитве) в полноценном виде возможно только, если человек стремится жить в чистоте и согласии с правдой Божией.
Последнее чрезвычайно важно. Потому что никакое тщательное соблюдение обрядов, традиций, постов не принесёт никакой пользы, если мы руководимы лукавством, если пытаемся ложь нашу замаскировать, скрыть при помощи тех или иных религиозных действий. Всё тайное рано или поздно становится явным. А счастье, построенное на лжи, неминуемо развалится, превратится в прах. Потому апостол Павел и призывает своих читателей быть чистыми перед Богом.
Ведь даже мученическая кончина не будет иметь никакого смысла, если пострадавший проявлял лукавство или коварный умысел. Более того, Церковь с ранних времён осуждала тех своих членов, которые провоцировали язычников на гонения. Не может поступок быть назван благим и богоугодным, если в основании его лежит совесть, обременённая ложью. А вот если человек стремится к праведности, живёт в мире с Богом и потому вступает в конфликт со злом, царствующем вокруг, то тогда дело обстоит иначе.
И в данном случае благое упорство в вере, нежелание отвечать злом на зло и верность Спасителю делают христианина деятельным свидетелем об истине Евангелия. Благодать Божия наполнила сердце апостола Павла храбростью и радостью. Храбро и радостно встречали кончину мученики древней Церкви и новомученики советского времени. Ведь они внутри себя чувствовали — их путь не кончается, он продолжится в Царстве Божием. А здесь на земле пролитая ими за Христа кровь станет семенем, из которого обязательно появятся новые ростки веры. И новые сердца обратятся к Богу, желая идти путём евангельской чистоты и праведности.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фильм «Восхождение в Иерусалим». Игорь Мещан, Александра Андронова
У нас в гостях были создатели фильма «Восхождение в Иерусалим»: режиссер Александра Андронова и продюсер Игорь Мещан.
Мы говорили о святынях Иерусалима, об истории паломничеств в Святую Землю и о том, какое значении придается паломничествам в христианстве, а также о том, как создавался фильм «Восхождение в Иерусалим» и в чем его уникальность.
Все выпуски программы Светлый вечер
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь был основан русскими монахами, пришедшими на Кавказ со Святой горы Афон в 1903 году. А 28 ноября 1904 года на горе Бештау уже был освящен Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монахи стали для Кавказских Минеральных вод защитниками Православия в трудные годы советской власти, а до революции были помощниками и просветителями, молясь за всех, привлекая своей добротой и искренностью в лоно Православной Церкви и людей, далеких от веры, и представителей иных религий. Но так происходит и в наши дни, когда на Бештау, где не сохранилось ни зданий первого монастыря, ни фундаментов храмов, пришли отважные люди, которые создали здесь такое удивительное красивейшее пространство, куда хочется приехать вновь. И потому что здесь необыкновенный Успенский Собор, который называют жемчужиной Кавказа, и множество святынь, и удивительный храм под открытым небом в честь Всех русских святых, подвизавшихся на Святой горе Афон, но главное, здесь звучит молитва, которая раскрывает сердца. И совершается она и на самой вершине Бештау.
О том, зачем в наши дни люди приезжают в обитель — наша программа.
Все выпуски программы Места и люди
Бог в душе. Анна Тумаркина
Довольно часто приходится слышать от невоцерковленных знакомых: «Ну зачем тебе все эти молитвы, посты, богослужения? Веришь в Бога — верь, но Бог должен быть в душе, а это все... так. Внешнее.»
Отнюдь не считаю нужным оправдываться или переубеждать своих собеседников. У каждого своя мера воцерковления. И все же не люблю я это умозаключение: «Бог должен быть в душе». Давным-давно, еще в годы студенчества сама любила утверждать, что в моей душе присутствует нечто весьма значимое. И не просто нечто, а, скорее, некто.
В то время мы, студенты-филологи, часто увлекались различными модными идеями, религиозными и философскими течениями, новыми явлениями в культуре и искусстве. Охотно посещали выставки, конференции, интересные семинары. И было в нашем кругу довольно популярно заявлять о себе: я, мол, в душе поэт или философ, или артист. В моем случае — художник.
В этом, безусловно, нет ничего предосудительного, особенно для романтически настроенных молодых людей. Здорово чувствовать в душе художника: думать о прекрасном, мечтать о прекрасном, искать прекрасное во всем и во всех. Но есть одна проблема: этот художник, который в душе, ничего не создает в реальной жизни. Не пишет ни портретов, ни пейзажей, ни натюрмортов. Разве что там, в душе... В воображении.
Мне кажется, что примерно то же самое представляет из себя так называемый «Бог в душе». Наверное, обладателю души он представляется великим, всемогущим, всеблагим. Но все это лишь в душе, это твой выдуманный субъективный бог. Воображаемый Бог в душе ведь и мир мог бы сотворить лишь такой же, каков и сам: воображаемый.
Разумеется, никого и никогда я не пытаюсь учить правильно веровать. Сама учусь этому всю жизнь. Но когда кто-то настойчиво пытается убедить, что Бог, якобы, должен быть в душе, отвечаю: Бог слишком велик, примерно так же, как мир всегда больше любого глобуса или карты, пусть и самой точной. И уж во много-много раз больше и реальнее, чем человеческое воображение.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение