Флп., 242 зач., II, 16-23.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Скорее всего, вы слышали о так называемом «треугольнике Карпмана» — популярной моделью созависимых отношений, в которых участвуют трое — Преследователь, Жертва и Спасатель. Эта психологическая модель, казалось бы, позволяет понять нередко очень хитросплетённые межличностные отношения — и поняв, помочь их поправить. Во 2-й главе послания апостола Павла к Филиппийцам мы можем увидеть, что быть жертвой — вовсе не тождественно попаданию в «ловушку созависимости». Отрывок из этой главы читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 2.
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.
20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас,
21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.
22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.
23 Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною.
Обращаясь к Филиппийцам, апостол Павел свидетельствует о своей готовности стать ради их веры жертвой. Заметим, что в тексте используется глагол σπένδομαι — от σπένδω, выливать как возлияние. Буквально — апостол готов «пролить себя как чашу вина», с возлияния которой на жертвенник традиционно начиналась и заканчивалась любая трапеза язычников. С формальной точки зрения такое возлияние — бессмысленная трата продукта, потому что он становится потраченным не на своё предназначение. Но, как и во всякой жертве, здесь есть куда более глубокий смысл: не извлекая никакой «бытовой» выгоды из жертвы, можно надеяться, что она сыграет свою роль в более важных процессах.
Но при чём здесь треугольник Карпмана, спросит наш внимательный слушатель? А дело вот в чём. Активное вхождение психологической терминологии в жизнь обывателя привело к тому, что смыслы привычных слов стали сильно меняться. Тотальная психологизация отношений, проповедуемая, как правило, людьми недообразованными, подменяет привычные смыслы специальными терминами — и так существенным образом меняется вся картина. Именно это и произошло с треугольником Карпмана: теперь слово «жертва» сразу же обрастает обязательными спутниками — «преследователь, спасатель, созависимость, бежать-бежать-бежать куда подальше!» Другими словами, некогда глубокое, многогранное слово «жертва» теперь уже всегда под подозрением. Стоит ему прозвучать — и сразу же загорается красная лампочка: уж не абъюзом ли запахло? Или токсичными отношениями? Или это всего лишь манипуляция? А кто я в этой схеме — может, Преследователь? А на деле — батюшка всего лишь просит прийти на субботник, взять в руки грабли и веник и убраться на храмовой территории. Без всякого «второго дна», «непроговариваемого» и «токсичных треугольников». Но просто пожертвовать своим временем и немного физическими силами зачастую оказывается невероятно сложно.
Вот мы подошли и к самому главному отличию жертвы апостола собой от «жертвы» токсичных отношений. Ключ — в самих словах апостола, точнее, в его призыве: «О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне». Что это значит? Готовность «пролиться жертвой» ради веры жителей Филипп для апостола — не вынужденная обусловленность неразрешённым клубком взаимоотношений, а свободный и исполненный любовью выбор: ему ради них ничего не жалко, даже самой жизни — причём это делается с радостью — и к той же самой радости призываются «жертвополучатели».
Сегодня апостол провёл для нас прекрасную «вакцинацию» от ложного использования специфической психологической терминологии — а именно понятия «жертва». Если то, что мы «отрываем» от себя, отдавая другому — делается с радостью — и с радостью же принимается другим — значит, нет в этом никакой «токсичности» — а действует обычный, проверенный тысячелетиями, закон любви. Потому что, когда любят — ищут не своего, а пользы другого.
Так что, друзья, давайте вернём прекрасному слову «жертва» его изначальное, не скомпрометированное психологией, значение — и пусть жертвовать своим временем, вниманием, добротой, финансовыми ресурсами — да и вообще всей жизнью — ради блага ближних и дальних, Церкви и общества — будет точным показателем нашей внутренней зрелости и состоятельности!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Елена Антипова
«Донна Элена. Бразильянка из Санкт-Петербурга. Апостол, ниспосланный нам из русского поднебесья. Конструктор детских душ...» Такими словами бразильский журналист и писатель Отто Лара Резенде описал в середине ХХ века Елену Владимировну Антипову — педагога и специалиста по детской социальной и коррекционной психологии. Антипова первой в мире стала называть ребят с ограниченными возможностями «исключительными», а не «отсталыми». И сделала всё, чтобы в обществе изменилось отношение к таким детям.
Психологией 17-летняя Елена заинтересовалась в Париже. Девушка несколько лет жила в столице Франции, куда на лечение её привезла мать. Елена посещала занятия в Сорбоннском университете. Однажды она попала на лекцию знаменитого швейцарского психолога, доктора Эдуарда Клапареда. И вскоре стала одной из самых способных его студенток. Доктор даже предложил Елене работу в своей швейцарской клинике. Но девушке нужно было возвращаться в Россию. В 1916-м она приехала домой, и вскоре вышла замуж за писателя Виктора Ирецкого. А через год к власти пришли большевики. Многие представители творческих профессий тогда бежали за рубеж. Казалось бы — самое время и Елене вспомнить о предложении швейцарского доктора. Но ни Елена, ни её супруг не хотели покидать родную землю. Они остались в советской России. Елена стала работать психологом в исправительных детских учреждениях для беспризорников. Антипова как могла, обогревала своим душевным теплом несчастных, брошенных ребятишек, у которых семьи отобрала революция и гражданская война.
А в 1922-м трагедия пришла в семью женщины. Мужа Елены Владимировны арестовали и выслали за границу как неугодного советской власти. Куда только Елена не писала письма, прошения, жалобы! Но не смогла добиться его возвращения. Оставалось одно — ехать следом за супругом. Так началась её вынужденная эмиграция. Антиповы осели в Швейцарии, где Елена начала работать со своим давним учителем, доктором Клапаредом, в его Институте детской психологии. В 1929-м году институт посетила делегация из Бразилии. Елене предложили контракт на работу в одной из школ города Белу-Оризонти. Антипова согласилась.
Первое, что поразило её в Бразилии — огромное количество бездомных, одиноких, брошенных детей. В Петербурге, охваченном войною и революцией, это было объяснимо. Но здесь не происходило таких социальных потрясений. Елена убедила городские власти Белу-Оризонти открыть специальную школу-интернат для беспризорников, детей из неблагополучных семей, а кроме того — детей, отстающих в развитии. Учреждение заработало в 1932-м году и получило название «Институт Песталоцци» — в честь знаменитого швейцарского педагога. Для подростков с уровнем развития малолетних детей Антипова подбирала занятия, которые максимально развивали их способности. Так, например, один из её учеников, 11-летний мальчик с речевым и зрительно-мото́рным отклонением, разговаривал как 4-летний малыш. При этом он знал буквы, но не мог писать. Тогда Елена Владимировна дала ему печатную машинку. И случилось чудо — мальчик научился печатать, и так смог выражать свои мысли и постепенно повышать интеллектуальный уровень. По настоянию Антиповой, в «Институте Песталоцци» ребятам преподавали и основы христианства. Специально для этого вместе с местным священником, падре Негромонте, Елена Владимировна разработала новый учебник, написанный максимально простым языком, доступным для особенных воспитанников школы. Дети искренне любили свою учительницу. «Она открывала нам те стороны нашей души, о которых мы даже не догадывались», — признавалась бывшая ученица Антиповой, Имэне Гимараэс.
В 1974-м президент Бразилии наградил Елену Антипову медалью «За заслуги в сфере образования». В том же году, в возрасте 79-ти лет, Елена Владимировна ушла из жизни. За три дня до своей кончины она написала в дневнике: «Сегодня по православному календарю — День Преображения Господня. Призвание преображает человека. Оно даёт ему силу и моральную стойкость, возвышает дух, приближает к Господу». В настоящее время в Бразилии продолжают работать учреждения, которые когда-то основала там Елена Антипова.
Все выпуски программы Жизнь как служение
14 ноября. О формализме иудейских законников
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали».
О формализме иудейских законников, — игумен Лука Степанов.
14 ноября. О трудах апостола Павла
В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь, и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно».
О трудах апостола Павла, — священник Родион Петриков.