Флп., 242 зач., II, 16-23.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Скорее всего, вы слышали о так называемом «треугольнике Карпмана» — популярной моделью созависимых отношений, в которых участвуют трое — Преследователь, Жертва и Спасатель. Эта психологическая модель, казалось бы, позволяет понять нередко очень хитросплетённые межличностные отношения — и поняв, помочь их поправить. Во 2-й главе послания апостола Павла к Филиппийцам мы можем увидеть, что быть жертвой — вовсе не тождественно попаданию в «ловушку созависимости». Отрывок из этой главы читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 2.
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.
20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас,
21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.
22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.
23 Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною.
Обращаясь к Филиппийцам, апостол Павел свидетельствует о своей готовности стать ради их веры жертвой. Заметим, что в тексте используется глагол σπένδομαι — от σπένδω, выливать как возлияние. Буквально — апостол готов «пролить себя как чашу вина», с возлияния которой на жертвенник традиционно начиналась и заканчивалась любая трапеза язычников. С формальной точки зрения такое возлияние — бессмысленная трата продукта, потому что он становится потраченным не на своё предназначение. Но, как и во всякой жертве, здесь есть куда более глубокий смысл: не извлекая никакой «бытовой» выгоды из жертвы, можно надеяться, что она сыграет свою роль в более важных процессах.
Но при чём здесь треугольник Карпмана, спросит наш внимательный слушатель? А дело вот в чём. Активное вхождение психологической терминологии в жизнь обывателя привело к тому, что смыслы привычных слов стали сильно меняться. Тотальная психологизация отношений, проповедуемая, как правило, людьми недообразованными, подменяет привычные смыслы специальными терминами — и так существенным образом меняется вся картина. Именно это и произошло с треугольником Карпмана: теперь слово «жертва» сразу же обрастает обязательными спутниками — «преследователь, спасатель, созависимость, бежать-бежать-бежать куда подальше!» Другими словами, некогда глубокое, многогранное слово «жертва» теперь уже всегда под подозрением. Стоит ему прозвучать — и сразу же загорается красная лампочка: уж не абъюзом ли запахло? Или токсичными отношениями? Или это всего лишь манипуляция? А кто я в этой схеме — может, Преследователь? А на деле — батюшка всего лишь просит прийти на субботник, взять в руки грабли и веник и убраться на храмовой территории. Без всякого «второго дна», «непроговариваемого» и «токсичных треугольников». Но просто пожертвовать своим временем и немного физическими силами зачастую оказывается невероятно сложно.
Вот мы подошли и к самому главному отличию жертвы апостола собой от «жертвы» токсичных отношений. Ключ — в самих словах апостола, точнее, в его призыве: «О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне». Что это значит? Готовность «пролиться жертвой» ради веры жителей Филипп для апостола — не вынужденная обусловленность неразрешённым клубком взаимоотношений, а свободный и исполненный любовью выбор: ему ради них ничего не жалко, даже самой жизни — причём это делается с радостью — и к той же самой радости призываются «жертвополучатели».
Сегодня апостол провёл для нас прекрасную «вакцинацию» от ложного использования специфической психологической терминологии — а именно понятия «жертва». Если то, что мы «отрываем» от себя, отдавая другому — делается с радостью — и с радостью же принимается другим — значит, нет в этом никакой «токсичности» — а действует обычный, проверенный тысячелетиями, закон любви. Потому что, когда любят — ищут не своего, а пользы другого.
Так что, друзья, давайте вернём прекрасному слову «жертва» его изначальное, не скомпрометированное психологией, значение — и пусть жертвовать своим временем, вниманием, добротой, финансовыми ресурсами — да и вообще всей жизнью — ради блага ближних и дальних, Церкви и общества — будет точным показателем нашей внутренней зрелости и состоятельности!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
5 декабря. О добродетели благодарения Богу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
О добродетели благодарения Богу — игумен Назарий (Рыпин).
Благодарность — это вообще духовное состояние христианина, необходимое, потому что в этом есть уже предвкушение жизни будущего века, где всякая тварь будет воздавать поклонение Богу и благодарение Ему. Поэтому очень важно в нашей христианской жизни не только каяться, не только смиряться, но, конечно же, иметь благодарность Богу.
И на это обращает внимание апостол Павел, чтобы мы в том, что избираем, благодарили Бога. Это отсылка ещё к иудейским воззрениям на чистые и нечистые продукты. И то, что было ещё апостолу Петру открыто, то, что Бога светил ты не скверни, то есть не оскверняй. Поэтому всё, что принимается с благодарением, будет нам на пользу, потому что не то, что входит в уста, оскверняет нас, — сам Христос сказал об этом в Евангелии, — но то, что исходит из наших уст. Это всякие гнилые слова, гневные слова, оскорбительные и так далее, слова, которые убивают.
Поэтому важно смотреть на то, что в нас, и с благодарением принимать то, что нам подаётся от Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О мотивации добровольного служения ближним
Сегодня 5 декабря. День волонтёра в России.
О мотивации добровольного служения ближним — протоиерей Михаил Самохин.
Добровольчество — категория, безусловно, христианская. «Друг друга бремена носите, и так исполните закон Христов», — призывает нас святой апостол Павел. И это не только о взаимном терпении недостатков, к которому призван каждый из нас. Это и прямой призыв к тому, чтобы помогать ближним.
Пример добровольного служения ближним показали нам многие святые. Один из близких к нам по времени примеров — служение сёстрами милосердия святых царственных страстотерпцев, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. И это, конечно же, далеко не единственный пример.
Мотивация христианина, добровольно помогающего своему ближнему, предельно проста: он делает то, что делает ради Христа, видя в ближнем образ Спасителя и зная, что сам Господь поступал так же, исцеляя, воскрешая из милосердия, жалости и любви к людям.
К сожалению, сейчас доброе имя волонтёра стало использоваться разного рода посредниками. Между нашими воинами и тем, кто хочет им помочь здесь, в мирной жизни, волонтёрству нужно вернуть доброе имя. И сделать это можем в том числе и мы, православные христиане, своим примером, совершая подвиг служения ближним ради Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О личности Афанасия Фета

Сегодня 5 декабря. В этот день в 1820 году родился русский поэт и переводчик Афанасий Фет.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Воспоминания о детстве Афанасия Афанасьевича крайне редко встречаются. Это продиктовано особенностями характера его отца: он был человек суровый, скупой на ласку, а вот мать была терпеливой, покорной женщиной. В доме царила атмосфера тоски, мрака и тягости. Афанасию было просто неуютно в родительском доме, поэтому, как только получилась такая возможность, он тут же оставил родителей.
В 14 лет его огорошили известием о том, что он не имеет права носить фамилию своего отца, и дворянство тоже он лишается. А всё потому, что его родители венчались после того, как родился малыш. Суров закон, но закон. Конечно, это ударило по честолюбию юноши, и он поставил себе цель во что бы то ни стало однажды вернуть себе дворянство.
Когда-то в его жизни появилась девушка по имени Мария Лазич, сербских корней. Девушка, которая искренне любила его и которую он любил, но в то время он ещё был одержим своим идеями по восстановлению своего дворянского чина. И когда он сказал девушке о том, что сейчас не готов, что «мы ещё слишком бедны, у нас ещё своего угла нет», и всё прочее, что на самом деле актуально и сегодня, что можно услышать из уст молодых людей, что является своего рода препятствием к вступлению в брак, они всё оттягивают это на потом и даже вступать в брак не хотят. Всё встать на ноги хотят.
Вот история Афанасия Фета очень поучительна в этом смысле. Он сказал эти слова девушке, а девушка ему ответила, что она готова с ним идти на край света и даже просто впроголодь жить, но лишь бы только вместе с ним.
А он развернулся и поехал по служебным делам. И вскоре, когда командировка кончилась, он вернулся и узнал, что на самом деле случилась трагедия, что девушка сгорела буквально заживо. Его единственная любовь ушла из этого мира, и он понял, что он больше никогда не будет любить никого так и что ушла та, которая любила его больше, чем все вокруг. А он потом ещё женится, причём удачно, он станет богатым человеком и даже дворянство восстановит. Но счастья он больше никогда не встретит. И все его лирические посвящения будут адресованы Марии Лазич, единственной любви его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема











