
Флп., 242 зач., II, 16-23.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Скорее всего, вы слышали о так называемом «треугольнике Карпмана» — популярной моделью созависимых отношений, в которых участвуют трое — Преследователь, Жертва и Спасатель. Эта психологическая модель, казалось бы, позволяет понять нередко очень хитросплетённые межличностные отношения — и поняв, помочь их поправить. Во 2-й главе послания апостола Павла к Филиппийцам мы можем увидеть, что быть жертвой — вовсе не тождественно попаданию в «ловушку созависимости». Отрывок из этой главы читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 2.
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.
20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас,
21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.
22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.
23 Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною.
Обращаясь к Филиппийцам, апостол Павел свидетельствует о своей готовности стать ради их веры жертвой. Заметим, что в тексте используется глагол σπένδομαι — от σπένδω, выливать как возлияние. Буквально — апостол готов «пролить себя как чашу вина», с возлияния которой на жертвенник традиционно начиналась и заканчивалась любая трапеза язычников. С формальной точки зрения такое возлияние — бессмысленная трата продукта, потому что он становится потраченным не на своё предназначение. Но, как и во всякой жертве, здесь есть куда более глубокий смысл: не извлекая никакой «бытовой» выгоды из жертвы, можно надеяться, что она сыграет свою роль в более важных процессах.
Но при чём здесь треугольник Карпмана, спросит наш внимательный слушатель? А дело вот в чём. Активное вхождение психологической терминологии в жизнь обывателя привело к тому, что смыслы привычных слов стали сильно меняться. Тотальная психологизация отношений, проповедуемая, как правило, людьми недообразованными, подменяет привычные смыслы специальными терминами — и так существенным образом меняется вся картина. Именно это и произошло с треугольником Карпмана: теперь слово «жертва» сразу же обрастает обязательными спутниками — «преследователь, спасатель, созависимость, бежать-бежать-бежать куда подальше!» Другими словами, некогда глубокое, многогранное слово «жертва» теперь уже всегда под подозрением. Стоит ему прозвучать — и сразу же загорается красная лампочка: уж не абъюзом ли запахло? Или токсичными отношениями? Или это всего лишь манипуляция? А кто я в этой схеме — может, Преследователь? А на деле — батюшка всего лишь просит прийти на субботник, взять в руки грабли и веник и убраться на храмовой территории. Без всякого «второго дна», «непроговариваемого» и «токсичных треугольников». Но просто пожертвовать своим временем и немного физическими силами зачастую оказывается невероятно сложно.
Вот мы подошли и к самому главному отличию жертвы апостола собой от «жертвы» токсичных отношений. Ключ — в самих словах апостола, точнее, в его призыве: «О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне». Что это значит? Готовность «пролиться жертвой» ради веры жителей Филипп для апостола — не вынужденная обусловленность неразрешённым клубком взаимоотношений, а свободный и исполненный любовью выбор: ему ради них ничего не жалко, даже самой жизни — причём это делается с радостью — и к той же самой радости призываются «жертвополучатели».
Сегодня апостол провёл для нас прекрасную «вакцинацию» от ложного использования специфической психологической терминологии — а именно понятия «жертва». Если то, что мы «отрываем» от себя, отдавая другому — делается с радостью — и с радостью же принимается другим — значит, нет в этом никакой «токсичности» — а действует обычный, проверенный тысячелетиями, закон любви. Потому что, когда любят — ищут не своего, а пользы другого.
Так что, друзья, давайте вернём прекрасному слову «жертва» его изначальное, не скомпрометированное психологией, значение — и пусть жертвовать своим временем, вниманием, добротой, финансовыми ресурсами — да и вообще всей жизнью — ради блага ближних и дальних, Церкви и общества — будет точным показателем нашей внутренней зрелости и состоятельности!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов
У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер