
Апостол Павел
Флп., 237 зач., I, 12-20.
Глава 1.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Своё послание к христианам города Филиппы Павел пишет, находясь в тюрьме. Мы видим, что заточение нисколько не препятствует его миссии. Даже наоборот, оно расширяет её. Оно открыло для него новые области применения сил, на которые он раньше не обращал внимания. Дело обстояло так. Проповедуя в Палестине, апостол был схвачен иудеями и отведён на суд к еврейскому правителю Агриппе. Понимая, что справедливости ему здесь не добиться, он, как римский гражданин, запросил суда у императора. На что имел полное право, как гражданин империи. В результате его под военным конвоем отправили в Рим. В столице ему разрешили жить под охраной на собственном иждивении в арендованном им же доме. Здесь он мог принимать всех, кто к нему приходил. Охраняли Павла преторианцы, императорские гвардейцы. Так что у него была великолепная возможность говорить о Христе тем, о проповеди кому ещё недавно он не мог и помыслить. Безусловно, заинтересованные воины рассказывали о новом учении своим товарищам. Под стражей Павел находился около двух лет. И всё это время христианство постепенно распространялось по городу.
В связи с этим необходимо отметить ещё один важный фрагмент, который мы встречаем в прозвучавшем отрывке. Павел просит не отстранять от проповеди Евангелия тех, кто делает это из соображений личной выгоды. Например, из карьерных, честолюбивых соображений, будучи одержим тщеславием. Видимо, когда Павел был в тюрьме, такие проповедники появилось множество. Вероятно, им казалось, что это благоприятное время, чтобы продвинуть себя в лидеры христианских общин, ведь заключение, по их логике, должно было уменьшить влияние и авторитет апостола. Однако Павла это ничуть не беспокоит. Личный престиж не был для него главным. Его интересовало лишь одно — чтобы имя Спасителя звучало публично, чтобы как можно большее количество людей услышали весть о спасении и пришли в Церковь. И если проповедь Евангелия даже от такого человека приведёт кого-то ко Христу, то значит Бог через него достиг Своей цели.
Всё это является замечательным свидетельством того, что в деле служения Богу не может быть никаких препятствий. Всякое сложное обстоятельство, всякую непредвиденную ситуацию Бог может использовать в Своих целях. Более того, Он может использовать в Своих целях даже наши недостатки. От нас требуется лишь горячее желание и готовность всего себя отдать в Его распоряжение со всеми своими положительными и отрицательными сторонами характера. И тогда во всякое время, во всяком месте, со всяким человеком, даже через наши немощи Господь позволит Своему Евангелию воплощаться в жизнь.
12 ноября. Об укорении Господом книжников и фарисеев
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того».
Об укорении Господом книжников и фарисеев — игумен Лука (Степанов).
Перечисляя тех, к кому обращается Господь, нельзя не заметить удивительные кажущиеся недоразумения. Книжники и фарисеи — это похвальные определения. И те, и другие особенно образованны, просвещены законом, являются примерами для народа в благочестии, следовании отеческому закону.
Но следующее определение — лицемеры — полностью перечёркивает достоинства этих народных избранников. Оказывается, что именно им свойственно за исправной внешностью хранить неустройство души или крайнее её разорение из-за тех страстей, главной из которых — гордыня, которым они были преданы.
Ради того и звучала проповедь Иоанна Крестителя, также призывающая покаяться для того, чтобы, обличив собственные страсти, люди Израиля узнали бы пришедшего Спасителя мира.
Но таково свойство греховного помрачения: оно туманит очи сердца и на белое понуждает говорить чёрное, а на чёрное — белое. Так что не проклятие звучит из уст Спасителя в отношении их, а сокрушение Господне о тех, кто не может своё сердце привести к сокрушению и исповедовать Его Спасителем мира.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 ноября. О преданности Богу

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши».
О преданности Богу — протоиерей Владимир Кашлюк.
Святой апостол Павел отражает ключевой принцип апостольского служения и христианской жизни, а именно — приоритет угождения Богу, а не людям. Апостол подчёркивает, что его проповедь и действия мотивированы не стремлением к человеческому одобрению или выгоде, а верностью и преданностью Богу, Который вверил ему благовестие.
Слово «угождать» означает действовать в соответствии с волей Бога, а не угождать людским ожиданиям или корыстным и прагматичным интересам. Важно отметить, что даже в условиях гонений и непонимания нужно оставаться верным Его божественному замыслу.
Угождение Богу предполагает духовный фокус и ориентацию на вечную жизнь, а не на временное благо. Таким образом, в апостольском послании выражается фундаментальный принцип христианской жизни — приоритет воли Бога над человеческими ожиданиями. Это основа подлинного служения и духовного роста.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 ноября. О подвиге священномученика Маркиана, епископа Сиракузского

Сегодня 12 ноября. День памяти священномученика Маркиана, епископа Сиракузского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — протоиерей Максим Горожанкин.
Удивительный святитель Божий, относящийся по времени своей жизни к ученикам апостолов. Но прежде своего призвания к апостольскому служению епископ Маркиан был учеником того самого Симона Волхва, который был впечатлён чудесами апостола Петра и пытался купить благодать Божию.
Отстав от Симона, Маркиан становится учеником святого апостола Петра. И именно апостол Пётр посылает Маркиана на Сицилию, в Сиракузы, где тот проповедует Христово Евангелие.
Говоря о первохристианской проповеди и о служении учеников апостолов, то есть мужей апостольских, мы можем отметить одно: эти люди, подобно апостолам, несли пламя веры, которое было свойственно ученикам Христовым. И это пламя разожгло окончательно в людях свет веры во Христа Иисуса.
И человечество благодаря проповеди апостола Петра и святителя Маркиана навсегда станет другим. Цивилизация изменится, люди станут христианами.
Все выпуски программы Актуальная тема







