Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
Флп., 240 зач., II, 5-11.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Мир, в котором мы живем, диктует свои законы. Среди этих законов невозможно найти закон смирения. Но есть противоположный смирению закон: каждый человек знает, что он должен отстаивать свои интересы, жить в соответствии со своим статусом и пристально отслеживать нет ли нарушений его прав в какой-либо сфере жизни. Для нас это естественно и нормально. Все мы подчинены господствующим в окружающем мире законам, мы от них зависим и даже если захотим, то вряд ли сможем получить абсолютную свободу.
Но христианский закон иной, он отличен от того, что носит в себе каждый человек и, как следствие, все общество. О том, каков этот закон, откуда он взялся и почему он предпочтителен, говорит сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Филиппийцам. Апостол был уверен, что для любого человека высшее благо заключено в подражании Христу, а высшая степень подражания Христу выражается в наличии у христианина тех же самых чувствований, «какие и во Христе Иисусе». Но какие это чувствования? Апостол Павел определяет их как абсолютное смирение. Бог стал человеком, Творец сошел на уровень творения. Уже сам этот факт показывает ни с чем не сравнимую кротость Бога. Весь земной путь Христа показывает, каков наш Бог и каким должен быть тот, кто верует во Христа как в Воплощенного Бога. Он родился в хлеву, в бедной семье, Он вырос среди самых обычных людей, Он исполнял все законы того общества, в котором жил, Он никак не отделял Себя от окружающих, Он не требовал какого-то особого почтения к Себе, более того, Он, пусть и мягко, но укорил Марфу, которая вместо того, чтобы слушать Его слова, полностью углубилась в служение Ему, Он помыл ноги апостолам, Он не сопротивлялся, когда Его вели на суд, во время суда Он ни слова не сказал о том, что были нарушены все возможные нормы закона, Он не требовал пересмотра судебного решения, в конце концов Он был казнен самым бесчеловечным образом. Во время всего земного служения Христа Он ни разу не воспользовался Своей силой для Самого Себя. А итогом Его земной жизни стало, то, что, как это выразил апостол Павел, «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени».
Апостол, а вместе с ним и Церковь, убеждены, что нет никакого иного пути достижения вечного блаженства в Царстве Христовом, кроме того, по которому прошел наш Спаситель. Этот путь означает постоянный, ежеминутный и ежесекундный отказ ради исполнения Евангелия от того, что считается естественным и нормальным в человеческом обществе. Это отказ от самого себя, от своих интересов и, что самое непростое, от своих прав. Ведь именно так поступал Христос: Он отказался от Своих прав не только как Бог, но и как Человек, исполняя законы общества, Он не требовал, чтобы эти законы Его защищали.
Если попытаться приложить высочайшее Христово смирение к нашей жизни, то становится страшно. Ведь это означает, что мы должны отказаться от всех своих прав и не искать какой бы то ни было личной выгоды, должны целиком посвятить себя служению другим, ничего не ожидая взамен. Впрочем, слово «мы» здесь совершенно неуместно, ведь Христос обращается не к какой-то группе людей, Он обращается к каждому отдельному человеку. И на Голгофу Он взошел один, Он не требовал от Своих учеников умереть вместе с Ним. Путь Христов — это всегда путь одного. И от этого становится еще страшнее. Но если отринуть страх так, как это сделали Христовы апостолы и все святые, то оказывается, что иго Христова смирения легко, а бремя Его — благо (ср. Мф. 11:30), ведь с тем, кто сумел побороть страх, сопутствует Сам Бог, и действует уже не человеческая, а Его, все превосходящая, сила.
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала…
Александр Воробьёв — доброволец и участник проекта «Школа хранителей храмов», созданного фондом «Белый ирис». Вот уже несколько…
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Разговор шел…
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова…
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком…
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии…
This website uses cookies.