Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Послание к Филиппийцам святого апостола Павла


Флп., 241 зач., II, 12-16.

Глава 2.

12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,

13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.

14 Всё делайте без ропота и сомнения,

15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,

16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Христианское вероучение таково, что его невозможно описать суммой непротиворечащих друг другу утверждений. В качестве одного из самых наглядных примеров можно вспомнить учение о Святой Троице: Бог Один и Един, но Бог — Троица. Существует немало попыток объяснить эти два утверждения так, чтобы они не противоречили друг другу, но история Церкви показывает, что далеко не всех убеждают такие объяснения. А если вспомнить о том, что рядом с нами живут миллионы иудеев и мусульман, то наши попытки объяснить догмат о Святой Троице стоит и вовсе признать не очень успешными. Дело здесь, конечно, не в том, что у нас плохо с логикой и с умением доносить свою позицию, а в том, что христианское вероучение не поддается строгому описанию, оно соткано из так называемых антиномий, то есть из «противоречий между двумя взаимоисключающими положениями, одинаково убедительно доказуемыми логическим путём». Наличие антиномий в христианском вероучении — это не какая-то прихоть, это следствие попыток объяснить Бога и Его действия человеческим несовершенным языком.

В этом отрывке Послания апостола Павла к Филиппийцам мы тоже видим антиномию, которую довольно не просто осознать и принять. Апостол пишет два, как кажется на первый взгляд, взаимоисключающих утверждения. Первое звучит так: «со страхом и трепетом совершайте свое спасение», второе — «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». То есть, с одной стороны, апостол Павел призывает своих адресатов самим «совершать свое спасение», с другой — он утверждает, что Бог производит в человеке «хотение и действие». Но каким образом кто-то может совершать дела спасения, то есть жить по Евангелию, если Сам Бог не даст человеку соответствующего желания и не поможет с его реализацией? Получается, что призыв «совершать спасение» находится в противоречии с дальнейшими словами апостола Павла. На первый взгляд это, действительно, так. Но любой зрелый христианин прекрасно осознает, что скрывается за призывом апостола, и что на уровне практики христианской жизни в этих словах нет никакого противоречия.

Здесь необходимо вспомнить о том, что существующее состояние человека — это не то состояние, в котором наши прародители жили в библейском раю до грехопадения. Вместе с грехопадением произошло и изменение нашей воли, она стала искаженной, она влечет не туда, куда надо, и даже если мы всеми силами стремимся к добру, то в итоге чаще всего получается что-то не то. Отсюда проистекают все наши беды и нестроения. Христос Спаситель воплотился, жил, пострадал, был убит и воскрес, соединяясь с Ним телесно в таинстве причащения Его Тела и Крови христианин обретает возможность следовать уже не своей воле, а воле Бога, которая совершенна и ведет ко благу. Но при этом собственная человеческая воля никуда не пропадает, она продолжает оказывать свое довлеющее влияние, следование же воле Божией — это не необходимость, а возможность. И здесь выбора за христианином: как себя вести в той или иной ситуации? Так, как подсказывает наша воля или же так, как говорит Бог? Если пойти по первому пути, то в чем тогда смысл носить имя христианина? Потому то апостол Павел и пишет, что, получив хотение и возможность действовать от Бога, каждый из нас призван в соответствии с этим хотением и возможностью совершать свое спасение. Дай Бог, чтобы у нас хватало решимость поступать так, как говорил и действовал апостол!

tolpekina

Последние записи

Стать добровольцем и помочь жителям Мариуполя

Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви организует поездки волонтёров-ремонтников в город Мариуполь. Там добровольцы…

02.05.2024

«Разговор с подростками о христианских ценностях». Елена Бреднева

У нас в гостях была заместитель директора фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение» Елена Бреднева. Мы говорили…

02.05.2024

«Фрески Макарьева Свято-Троицкого монастыря в Калязине». Юлия Ратомская

У нас в гостях была ученый секретарь государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Ратомская. Мы говорили об истории фресок…

02.05.2024

Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская

Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано…

02.05.2024

«Белые птицы»

Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела,…

02.05.2024

Тайная вечеря – первая Пасха

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г. Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую…

02.05.2024

This website uses cookies.