
Евр., 333 зач., XII, 25-26; XIII, 22-25.
Глава 12.
25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,
26 Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.
Глава 13.
22 Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.
23 Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.
24 Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.
25 Благодать со всеми вами. Аминь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В своём послании к христианам, которые раньше были иудеями, апостол Павел сопоставляет два закона: с одной стороны, закон, который Бог открыл через Моисея на горе Синай, с другой, закон, который был дан через Иисуса Христа. По словам Павла, Моисей служил лишь посредником, передатчиком истин Божьих. И, тем не менее, эти истины так важны и имеют такой непреложный характер, что человек, который нарушал заповеди, данные пророком, подвергался наказанию. В отличие от Моисея Спаситель был не просто инструментом, который сообщал людям волю Творца, Он Сам является Богом. А потому всё, Им сказанное, — это речь Самого Создателя. Его Евангелие — это максимально полное откровение Божие. А если так, то насколько больше ответственности лежит на том, кто его слышит. Осуждение такого человека может быть в разы сильнее чем если бы он с пренебрежением относился к закону Моисея.
Павел намекает и на время, когда это случится. Он упоминает о колебании земли и неба. Ученые-библеисты видят в этом ссылку на книгу древнего пророка Аггея, в которой находим такие слова Бога: «Ещё раз, — и это будет скоро, — Я потрясу небо и землю, море и сушу». Апостол Павел уверен, что речь здесь идёт о последних временах человеческой истории. Тогда наша земля перестанет существовать в том виде, в котором мы её знаем, наступит новая эпоха, где подлинной и самой главной ценностью будут наши отношения с Творцом. В тот день состоится суд, и человек даст ответ, насколько он прислушивался к голосу Евангелия и как воплощал его в жизнь.
Здесь содержится ответ на вопрос, почему же Павел даёт такие грозные предостережения своим адресатам. Почему в прозвучавшем отрывке он использует риторику страха, а не риторику милости и прощения. Павел — опытный пастырь и педагог. Он знает, когда говорить со своими слушателями о любви Божией и снисхождении, а когда сделать акцент на Его справедливости и праведном гневе. Есть ситуации, когда ребёнка необходимо с пониманием выслушать и пожалеть, а есть такие, когда его следует мотивировать иным образом, указав на наказание. Так и в духовной жизни, где цена ошибки слишком высока. Где речь идёт об участи нашей души в вечности. Иными словами, Павел всячески, в том числе и грозными предупреждениями, старается укоренить в сознании своих подопечных мысль о том, что какие отношения с Богом мы устроили во время нашей земной жизни, такими они и будут в вечности. Выбор мы делаем здесь и сейчас, там никакого выбора сделать будет невозможно. А потому необходимо ценить каждый момент того времени, которым мы располагаем. Всякий раз, когда в нашем сознании появится какая-то мысль, мы захотим произнести то или иное слово, совершить определённый поступок, следует тщательно сверять всё это с Евангелием Христовым. Чтобы раз за разом делать свои отношения с Богом крепче. И чтобы в последние дни нашей жизни закон Божий, открытый через Иисуса Христа, не стал для нас разрушительным и уничтожающим огнём, но явился бы началом спасения, источником вечной силы и славы.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.