Евр., 333 зач., XII, 25-26; XIII, 22-25.
Глава 12.
25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,
26 Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.
Глава 13.
22 Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.
23 Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.
24 Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.
25 Благодать со всеми вами. Аминь.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В своём послании к христианам, которые раньше были иудеями, апостол Павел сопоставляет два закона: с одной стороны, закон, который Бог открыл через Моисея на горе Синай, с другой, закон, который был дан через Иисуса Христа. По словам Павла, Моисей служил лишь посредником, передатчиком истин Божьих. И, тем не менее, эти истины так важны и имеют такой непреложный характер, что человек, который нарушал заповеди, данные пророком, подвергался наказанию. В отличие от Моисея Спаситель был не просто инструментом, который сообщал людям волю Творца, Он Сам является Богом. А потому всё, Им сказанное, — это речь Самого Создателя. Его Евангелие — это максимально полное откровение Божие. А если так, то насколько больше ответственности лежит на том, кто его слышит. Осуждение такого человека может быть в разы сильнее чем если бы он с пренебрежением относился к закону Моисея.
Павел намекает и на время, когда это случится. Он упоминает о колебании земли и неба. Ученые-библеисты видят в этом ссылку на книгу древнего пророка Аггея, в которой находим такие слова Бога: «Ещё раз, — и это будет скоро, — Я потрясу небо и землю, море и сушу». Апостол Павел уверен, что речь здесь идёт о последних временах человеческой истории. Тогда наша земля перестанет существовать в том виде, в котором мы её знаем, наступит новая эпоха, где подлинной и самой главной ценностью будут наши отношения с Творцом. В тот день состоится суд, и человек даст ответ, насколько он прислушивался к голосу Евангелия и как воплощал его в жизнь.
Здесь содержится ответ на вопрос, почему же Павел даёт такие грозные предостережения своим адресатам. Почему в прозвучавшем отрывке он использует риторику страха, а не риторику милости и прощения. Павел — опытный пастырь и педагог. Он знает, когда говорить со своими слушателями о любви Божией и снисхождении, а когда сделать акцент на Его справедливости и праведном гневе. Есть ситуации, когда ребёнка необходимо с пониманием выслушать и пожалеть, а есть такие, когда его следует мотивировать иным образом, указав на наказание. Так и в духовной жизни, где цена ошибки слишком высока. Где речь идёт об участи нашей души в вечности. Иными словами, Павел всячески, в том числе и грозными предупреждениями, старается укоренить в сознании своих подопечных мысль о том, что какие отношения с Богом мы устроили во время нашей земной жизни, такими они и будут в вечности. Выбор мы делаем здесь и сейчас, там никакого выбора сделать будет невозможно. А потому необходимо ценить каждый момент того времени, которым мы располагаем. Всякий раз, когда в нашем сознании появится какая-то мысль, мы захотим произнести то или иное слово, совершить определённый поступок, следует тщательно сверять всё это с Евангелием Христовым. Чтобы раз за разом делать свои отношения с Богом крепче. И чтобы в последние дни нашей жизни закон Божий, открытый через Иисуса Христа, не стал для нас разрушительным и уничтожающим огнём, но явился бы началом спасения, источником вечной силы и славы.
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.