
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Не секрет, что христианство зародилось внутри иудейской цивилизации. Сын Божий Иисус Христос по человечеству Своему принадлежал к еврейскому народу. Его ближайшие ученики, апостолы, также были евреями. Впрочем, уже в первые годы своего существования христианство решительно преодолело границы культуры древнего Израиля и стремительно распространилось среди всех народов, живших на территории Римской империи. А затем вовсе вышло за границы этого государства. Так христианская Церковь стала многонациональной.
Это, надо сказать, возмущало некоторых христиан из числа бывших иудеев. Ведь евреи в течение эпохи Ветхого Завета имели статус богоизбранного народа. Как повествует Библия, Господь избрал евреев в лице праотца Авраама, дал им Свои заповеди через пророка Моисея, защищал их от враждебно настроенных языческих племен, посылая благочестивых царей. Всё это Бог делал, чтобы подготовить Свой народ, а посредством его и весь мир к принятию Сына Божия Иисуса Христа.
Промысл Божий не отменяет свободы воли человека. Иудейские вожди не приняли Христа, вследствие чего Спасителя отправили на казнь через распятие на кресте. Но были среди избранного народа и те, кто поверил в Сына Божия и стал христианином. Из евреев-христиан образовалась Иерусалимская Церковь, управлял которой апостол Иаков — сводный брат Иисуса Христа, сын Иосифа Обручника от первого брака.
Иаков был святым человеком. Еще при жизни ему дали прозвище «Праведный», что значило «святой» и с точки зрения Нового Завета, и с точки зрения Завета Ветхого. К сожалению, апостол Иаков был убит всё теми же противниками христианства. После его кончины возникла реальная опасность распада Иерусалимской Церкви. Поддержать и воодушевить евреев-христиан Израиля постарался апостол Павел. Он направил им послание, которое в составе Библии значится как послание к Евреям. Отрывок из него мы слышали.
Апостол Павел прекрасно понимал, что без убитого апостола Иакова Иерусалимская община может просто распасться. Во-первых, местные христиане были крайне напуганы насильственной кончиной Иакова — его сбросили с крыши храма Соломона. Во-вторых, у Иакова, если и имелись преемники, то они казались людям не столь достойными лидерами как покойный.
Павел призывает иерусалимских христиан успокоиться и принять нового епископа, то есть главу Церкви, потому что епископ и любой другой священнослужитель поставляется через людей Богом. Это не означает, конечно, что любой законно рукоположенный священнослужитель становится благочестивым автоматически. О себе апостол Павел говорит, что имеет добрую совесть и ведет себя честно, что и другим служителям христовым нужно делать.
Церковный пастырь должен стремиться соответствовать Самому Христу. Но при этом Павел прямо свидетельствует, что духовное величие пастыря зависит и от поведения его паствы. Чтобы епископ был достоин своего служения и осуществлял его плодотворно, христиане должны поддерживать его, вести себя мирно и постоянно молиться Богу о своем пастыре.
Жизнь Церкви строится на душевном мире, искренней молитве и чистой совести. Если епископ и его община будут хранить три этих условия, то, по слову апостола Павла, Бог даст православным христианам сил совершить любое доброе дело, а через епископа, который олицетворяет собой Самого Христа, позволит каждому члену общины жить в благочестии и мире с собой и окружающими.
Соборное послание святого апостола Иуды

«Апостол Фаддей». Жорж Дюмениль де Латур
Иуд., 77 зач., I, 1-10.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостолу Павлу принадлежат прекрасные слова относительно нашего спасения: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8). Если же начинать размышлять над этой апостольской мыслью, то легко увидеть, что есть определённый соблазн понять ее неправильно, и решить, что если мы уже спасены через веру, то наша жизнь может быть какой угодно, хоть праведной, хоть распутной, спасение то уже свершилось, и ничто не может отменить этот факт. Бывали в истории Церкви люди, которые именно так и думали о спасении, против них написал своё Соборное послание апостол Иуда. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 1-й главы этого послания. Давайте послушаем эти апостольские слова.
Глава 1.
1 Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом:
2 милость вам и мир и любовь да умножатся.
3 Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым.
4 Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.
5 Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил,
6 и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
7 Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример,
8 так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.
9 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь».
10 А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.
Апостол Иуда в только что прозвучавшем отрывке своего послания приводит несколько очень важных аргументов против тех людей, которые, решив, что они спасены, сочли ненужными какие-либо нравственные ограничения, особенно же ограничения грехов плоти.
Во-первых, апостол написал о том, что благодать Божия не может приводить к распутству, а тот, кто мыслит иначе, попросту отвергает Спасителя и не верит в Него. Это действительно так, ведь вера во Христа предполагает исполнение Его заповедей, а заповеди Христовы недвусмысленно ограничивают проявления похоти плоти. Более того, если мы вспомним слова Спасителя относительно прелюбодеяния — «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мф. 5:28) — то мы поймём, что Христос требует не только чистоты плоти, но и чистоты ума.
Апостол Иуда адресовал своё послание христианам из евреев, а потому далее он привёл очень хорошо понятный им аргумент: он напомнил, что далеко не все из тех, кто был освобождён Богом из египетского рабства, в конечном итоге оказались в Земле Обетованной. Если же мы обратим наше внимание на эту библейскую историю, то мы вспомним, что сумели это сделать лишь два человека — Иисус Навин и Халев, остальные же умерли во время странствования в пустыне. То есть оказалось, что, будучи освобождены, они не смогли воспользоваться плодами свободы, они попросту были к ней не готовы, и потому в Землю Обетованную вошли их потомки, те, кто сформировался в условиях свободы, и не был рабом по своему внутреннему складу.
В качестве ещё одного аргумента апостол Иуда напомнил о падших ангелах, которые не сумели сохранить своё высочайшее достоинство. Здесь под достоинством надо понимать не какой-то особенный высокий статус, а исполнение воли Божией. Достоинством обладает тот, кто живёт по воле Божией, и первоначально падшие ангелы были именно такими существами, но они соблазнились полученными от Бога дарованиями и пали.
Воля Божия была известна тем людям, которых обличал в своём послании апостол Иуда. Однако они отказались ей следовать, превратно истолковав смысл совершенного Господом Иисусом Христом спасения. В итоге же эти люди просто пропали, мы не знаем ни их имён, ни деталей их учения. Впрочем, в них есть польза: они на своём примере указали на тот образ мысли и действий, которого христиане должны всеми силами избегать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Что общего между пословицей и притчей?

Почему Христос общается с народом притчами? В Евангелии от Матфея сказано: «И без притчи не говорил им». Видимо, потому что людям привычен этот жанр. Притча немногословна. В ней, как правило, встречаются сюжеты, близкие простому народу — пахарям, рыбакам, пастухам. Она содержит поучение в доступной форме и, благодаря краткости и образности, легко запоминается. Вспомним сюжеты о блудном сыне, о сеятеле, о виноградаре.
Однако к данному жанру относят и более короткие высказывания. Например, в книге Притчей Соломоновых мы читаем: «Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя». Подобные мудрые мысли мы находим и в знакомых пословицах, например, «стой за правду горой» или «на льстивые речи не льстись, а на правду не сердись».
По сути, притча говорится по ситуации, в нужный момент. На это указывает и происхождение слова «притча», оно родственно древнерусскому глаголу «притъкнутисѧ», что значило «случиться, произойти». Но ведь и пословицу мы употребляем по случаю, когда нужно сказать мудрое короткое наставление.
Несложно заметить смысловые параллели между данными жанрами. Например, царь Соломон говорит: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен». А пословица подтверждает: «Слово — серебро, а молчание — золото».
Или в книге Притчей читаем: «Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный». А народная мудрость советует: «Готовь сани летом, а телегу зимой». Ещё один пример: «Приятная речь — сотовый мёд, сладка для души и целебна для костей», — сказано царём Соломоном. А русская пословица говорит: «Доброе слово и кошке приятно», «доброе слово лечит».
Получается, что оба жанра схожи, только один — притча — более книжный, тяготеет к сюжетному рассказу, а второй — пословица — это короткая мудрая присказка. Но и притча, и пословица — богатейший кладезь мудрости, сохранённый в книгах и в народной культуре.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Что общего между пословицей и притчей?
- Читать или не читать — вот в чём вопрос
- Правда ли, что слово НОВЫЙ очень старое?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем возродить жемчужину села Пёт

В Рязанской области располагается старинное село Пёт. Его главное украшение — Церковь из красного кирпича, освящённая в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Её масштабы и красота впечатляют. Купола напоминают по форме пламя свечи.
В 20‑е годы прошлого столетия храм закрыли, и огонь горячей веры здесь угас на многие десятилетия. Долгое время во Введенском храме располагался склад зерна, овощей и мяса, а потом его и вовсе забросили. Однако святыня сохранилась и сегодня полюбоваться ею приезжают гости из разных мест. Во всей Рязанской области не найти храма с подобной архитектурой. Он построен в стиле так называемого «северного модерна». Внутри него просторно и светло — окна расположены таким образом, что здание полностью утопает в лучах света.
С 2015 года церковь взяла под опеку небольшая группа активистов из числа местных жителей и неравнодушных людей из Москвы и других городов. Они убрали заросли кустарников на крыше, заменили кровлю и купола, отремонтировали центральное крыльцо, навели порядок внутри, закупили утварь. Их общими усилиями святыня понемногу оживает. Здесь уже совершаются службы! Сейчас важно обустроить иконостас, отремонтировать старые окна и благоустроить территорию вокруг храма.
Дело жителей села Пёт и волонтёров поддерживает фонд «Белый ирис». На своей площадке он открыл сбор на помощь Церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. И если вы тоже хотите внести свой вклад в возрождение святыни, переходите на сайт фонда «Белый ирис» и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов