
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Не секрет, что христианство зародилось внутри иудейской цивилизации. Сын Божий Иисус Христос по человечеству Своему принадлежал к еврейскому народу. Его ближайшие ученики, апостолы, также были евреями. Впрочем, уже в первые годы своего существования христианство решительно преодолело границы культуры древнего Израиля и стремительно распространилось среди всех народов, живших на территории Римской империи. А затем вовсе вышло за границы этого государства. Так христианская Церковь стала многонациональной.
Это, надо сказать, возмущало некоторых христиан из числа бывших иудеев. Ведь евреи в течение эпохи Ветхого Завета имели статус богоизбранного народа. Как повествует Библия, Господь избрал евреев в лице праотца Авраама, дал им Свои заповеди через пророка Моисея, защищал их от враждебно настроенных языческих племен, посылая благочестивых царей. Всё это Бог делал, чтобы подготовить Свой народ, а посредством его и весь мир к принятию Сына Божия Иисуса Христа.
Промысл Божий не отменяет свободы воли человека. Иудейские вожди не приняли Христа, вследствие чего Спасителя отправили на казнь через распятие на кресте. Но были среди избранного народа и те, кто поверил в Сына Божия и стал христианином. Из евреев-христиан образовалась Иерусалимская Церковь, управлял которой апостол Иаков — сводный брат Иисуса Христа, сын Иосифа Обручника от первого брака.
Иаков был святым человеком. Еще при жизни ему дали прозвище «Праведный», что значило «святой» и с точки зрения Нового Завета, и с точки зрения Завета Ветхого. К сожалению, апостол Иаков был убит всё теми же противниками христианства. После его кончины возникла реальная опасность распада Иерусалимской Церкви. Поддержать и воодушевить евреев-христиан Израиля постарался апостол Павел. Он направил им послание, которое в составе Библии значится как послание к Евреям. Отрывок из него мы слышали.
Апостол Павел прекрасно понимал, что без убитого апостола Иакова Иерусалимская община может просто распасться. Во-первых, местные христиане были крайне напуганы насильственной кончиной Иакова — его сбросили с крыши храма Соломона. Во-вторых, у Иакова, если и имелись преемники, то они казались людям не столь достойными лидерами как покойный.
Павел призывает иерусалимских христиан успокоиться и принять нового епископа, то есть главу Церкви, потому что епископ и любой другой священнослужитель поставляется через людей Богом. Это не означает, конечно, что любой законно рукоположенный священнослужитель становится благочестивым автоматически. О себе апостол Павел говорит, что имеет добрую совесть и ведет себя честно, что и другим служителям христовым нужно делать.
Церковный пастырь должен стремиться соответствовать Самому Христу. Но при этом Павел прямо свидетельствует, что духовное величие пастыря зависит и от поведения его паствы. Чтобы епископ был достоин своего служения и осуществлял его плодотворно, христиане должны поддерживать его, вести себя мирно и постоянно молиться Богу о своем пастыре.
Жизнь Церкви строится на душевном мире, искренней молитве и чистой совести. Если епископ и его община будут хранить три этих условия, то, по слову апостола Павла, Бог даст православным христианам сил совершить любое доброе дело, а через епископа, который олицетворяет собой Самого Христа, позволит каждому члену общины жить в благочестии и мире с собой и окружающими.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема