Евр., 319 зач., VIII, 7-13.
Глава 8.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Послании к Евреям апостол очень много говорит о заветах, то есть о договорах, между Богом и народом Израиля. В этом отрывке размышления на тему заветов начинаются с исторической справки, которая основана на словах пророка Иеремии, апостол цитирует их очень близко к тексту. Из этого исторического экскурса можно сделать несколько выводов.
Первый из них состоит в том, что инициатором завета между Богом и народом Израиля был Сам Бог, в основе этого, как и вообще любого, завета лежит Его воля, а не чья-то еще. Никакой человек и никакой народ не способен стать инициатором такого договора с Богом. А раз это так, то и временные рамки действия завета также устанавливаются Богом. То есть, если пользоваться современной юридической терминологией, в разделе «Расторжение договора», в том случае, если он заключен с Богом, стоит одна простая фраза «Расторжение договора производится по желанию Бога», ну а сроки его действия описаны еще одной, не менее прозрачной, фразой: «Договор считается действительным до тех пор, пока не будет расторгнут Богом».
Далее из слов пророка Иеремии, процитированных в Послании к Евреям, можно сделать вывод еще об одном пункте договора Бога с народом Израиля, в частности, о цели этого договора, цель состояла в том, чтобы «вывести их (то есть потомков праотца Иакова) из земли Египетской», а вместе с этим и сформировать единый народ, который будет жить не по законам окружающих его языческих племен, а исключительно по воле Божией.
После этого цитата из пророка Иеремии переходит как раз к этому вопросу: пророк говорит о воле Божией, которая может быть выражена как минимум двумя способами. Во-первых, закон Божий может быть внешним по отношению к человеку, он может быть зафиксирован в Священном Писании, так, как в нем зафиксирован закон Моисея, известный абсолютному большинству людей как «десять заповедей». Во-вторых, закон Божий может быть внутренним, то есть, если следовать словам пророка Иеремии, записанным на сердцах людей. Послание к Евреям через слова пророка доказывает, что наступила новая эра, эра, которую возвещал пророк Иеремия, эра, в которую закон перестал быть внешним, он стал внутренним. Это новый договор — или завет — Бога с человечеством, а раз появился новый, то старый перестал быть актуальным. Цель Нового Завета совсем иная, она не в том, чтобы сформировать народ для благополучной жизни на земле, она значительно выше — Новый завет призван подготовить нас к совсем иной реальности — к реальности Царства Божия. И он, как показывает история Церкви, с этой задачей успешно справляется, если, конечно, человек отвечает свободным согласием на то, чтобы войти в эти новые договорные отношения с Богом.
«Наследие протоиерея Иосифа Фуделя». Надежда Винюкова
У нас в студии была кандидат исторических наук, старший преподаватель Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Надежда Винюкова.
Разговор пойдет о жизни и служении известного священника начала ХХ века протоиерея Иосифа Фуделя, о его духовном наследии и вкладе в развитие русской религиозной мысли. О его пути к священническому служению, к которому он стремился, чтобы нести людям свет христианской веры, о его служении в тюремном храме и заботе о заключенных, а также о том, почему он считал, что лишь на почве Православия может произойти соединение интеллигенции и народа.
Кроме того речь шла о книге нашей гостьи «Апология чистого христианства: Жизнь и служение протоиерея Иосифа Фуделя».
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Рождественская сказка». Священник Федор Лукьянов, Светлана Феодулова
Гостями программы «Светлый вечер» были настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов и оперная певица, многодетная мама Светлана Феодулова.
Мы говорили об отношении детей к сказкам, о значении и роли положительных и отрицательных сказочных героев, как это помогает воспитывать понимание добра и зла, о влиянии музыки на развитие ребенка, а также о новом праздничном концерте Светланы Феодуловой для всей семьи, Рождественской сказке «Секрет Новогодних игрушек».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь бездомным». Оксана Шалыгина, Илья Кусков
У нас в гостях были заместитель директора департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Оксана Шалыгина и директор социально-реабилитационного центра для бездомных людей «Теплый прием», председатель фонда «Помощник и Покровитель» Илья Кусков. Разговор шел о том, каким образом можно помогать бездомным.
Наши гости рассказали, почему, помимо первой помощи, важно организовывать для людей без крова над головой рабочие места — как, например, Илья организовал кожевенную мастерскую, где подопечные могут не только сами учиться кожевенному делу и зарабатывать этим себе на жизнь, но и передавать знания другим.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели











