
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 311 зач., IV, 14 — V, 6.
Глава 4.
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Глава 5.
1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,
3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.
4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В наши дни практически каждому верующему человеку приходится вести споры с людьми неверующими или сомневающимися. К сожалению, нередко эти споры сводятся к тому, что христианину показывают на нечто недолжное и неправильное в поведении его собратьев и задают вопрос: «Как это возможно».
Действительно, назвавшись христианами, мы взяли на себя обязанность соблюдать заповеди, что получается у нас далеко не всегда. Однако легкость, с которой мы порой позволяем себе несовершенство неслучайна. Одной из поразительных черт христианства оказывается его одновременное созвучие и противоречие миру сему. Созвучие возникает из-за того, что мир сотворен для человека и ко всему, к чему человек способен — он способен потому, что Бог дал ему эту способность. Противоречие же возникает потому, что все данное Богом человек способен исказить до неузнаваемости. Щедрость может стать расточительностью, рассудительность — расчетливостью... И так каждый из нас живет в этой раздвоенности, между тем как должно быть по-христиански и тем, как есть, тем, что в реальности наполняет нашу жизнь.
Начало сегодняшнего чтения может показаться читающему намеком на такое распространенное в мире явление, как использование связей и власти. Апостол говорит, что мы должны быть смелыми и уверенными в своей надежде, потому что имеем в качестве заступника Первосвященника великого, который прошел небеса, Иисуса Сына Божьего.
Что обычно означают для нас слова, связанные с величием и высотой? Они связаны с силой и властью. Кто выше и сильнее, тот властью и пользуется. Любой человек, имеющий связи «наверху» рассчитывает на них, если делает что-нибудь не так... Но именно из-за этих связей он позволяет себе больше, чем позволил бы без них. Кажется, что апостол имеет ввиду нечто подобное. Он тоже призывает учеников к дерзновению, то есть к смелости и внутренней уверенности. Но в чем суть этой смелости? На что рассчитывают ученики?
Может показаться, что здесь все просто: Первосвященник Иисус не таков, чтобы не сострадать нашим немощам. Напротив, он может сострадать, потому что прожил жизнь подобную нашей во всем, кроме греха. Ну что же? Очевидно, что все, как и в этом мире. Апостол говорит: вы грешники, вы боитесь, но бояться не стоит, так как за вас тот, кто знает тяготы вашей жизни. Он прошел небеса и проблем быть не должно, если что он снизойдет к вашим немощам... Что же это, как ни попустительство?
Внешне так, но не так на самом деле. Мы действительно грешим, но служение Иисуса, Его Связь с небом и Его величие... все то, о чем пишет апостол — это не повод расслабляться или позволять себе грехи, но повод для еще большего труда, повод не отчаиваться. Если обычный человек нарушает закон — грешным делом он может подумать про себя: у меня есть связи, надеюсь мне ничего за это не будет. Согрешивший христианин должен думать иначе: ради меня Бог прошел землю, и человек взошел на небо. Богочеловек Иисус знает как мне трудно, и он поддержит меня на правильном пути, Он снизойдет ко мне и поможет мне исправиться.
Итак, дерзновение к которому призывает нас апостол — это не поблажка и не повод к беспечности... Бывает так, что боясь ошибок, мы не можем сделать и первого шага... Апостол же призывает нас не бояться, но дерзновенно проходить путь христианской жизни.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема