Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
Евр., 304 зач., I, 10 — II, 3.
Глава 1.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
Глава 2.
1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В иудейской среде времен апостола Павла была очень развито учение об ангелах. Считалось, что именно посредством этих служебных духов Бог передал людям Свой закон, при их помощи Он сообщает им откровение о Себе и вообще разнообразно действует в их жизни. А потому у тех, кто пришел в христианство из иудаизма, могло сформироваться неверное представление о личности Спасителя. Чем Он принципиально отличается от служебных духов? Каков статус Его слов по сравнению, скажем, с заповедями Моисея или писаниями пророков? Этой теме и посвящен только что прозвучавший отрывок.
Начинает апостол Павел с того, что рассуждает о свойствах Творца. Одно из них — это вечность. Это одна из самых фундаментальных истин христианской веры. Бог никогда не начал быть и никогда быть не перестанет. Иными словами, никогда не было времени, когда Его не было, и никогда не наступит тот момент, когда Он прекратит Свое существование. Да и мыслить о Боге в категориях времени — это большая ошибка. Ведь именно Он его творец. Он вне его и не подчиняется ему. Сын Божий, Иисус Христос, по Своей божественной силе равен Своему Отцу. А потому все вышесказанное напрямую относится и к Нему. Для того, чтобы подчеркнуть это равенство, апостол Павел использует цитату из Псалма: «седи одесную (то есть, справа от Меня) до тех пор, пока не положу врагов Твоих к подножию ног Твоих?» То есть, Спаситель сидит рядом, справа от Отца. Так сидели особы царской крови, наследники, рядом с действующим владыкой. При помощи этого образа апостол Павел подчеркивает особую близость Христа Творцу. Он не один из служебных духов. Он имеет царское достоинство, в силу которого возвышается над творением Божиим. Да и в самом псалме эта цитата начинается словами «сказал Господь Господу моему». То есть, один Господин говорит другому Господину. Говорит не слуге, не рабу, не самому совершенному своему созданию, а такому же как Он Сам.
Итак, перед нами одна из раннехристианских попыток выразить равенство Сына и Отца. Позже в 4 веке нашей эры на I Вселенском соборе христианские богословы предложили использовать для этого специальный термин «единосущный». Сын той же сущности, что и Отец. Он тот же самый Бог, который сотворил этот мир. А потому не может быть и речи даже о возможности какого-то сравнения между Ним и ангелами. Их разделяет огромная пропасть. Он Творец, они творения.
Эти возвышенные богословские рассуждения имеют прямые практические следствия. Все сказанное Христом лично во время Его жизни, неизмеримо больше и значимее, чем то откровение, которое получено людьми ранее через пророков. Евангельское благовестие уникально по своему происхождению. Это не результат домыслов человека и не следствие его поисков Высшего Смысла. Это следствие поисков человека Богом, Это Его голос, который обращен к каждому из нас. А потому, если мы, пытаясь найти истину с таким усердием прислушаемся к голосу выдающихся духовных лидеров, то с каким внимание нам необходимо прислушаться к Евангелию. Ведь именно здесь содержится вся та полнота того, которая нам необходима для спасения собственной души.
Деян., 18 зач., VIII, 5-17. «Самое трудное, что человек должен преодолеть, — это самого себя», — писала в своём дневнике…
В 1383 году жители России люди наблюдали необъяснимое явление: по воздуху над городами и весями чудесно перемещался образ…
Далматская икона Божией Матери связана с именем преподобного Далмата. От рождения этого святого звали Дмитрий Иванович Мокринский.…
В 1824 году монах Иларион поселился уединённо недалеко от села Троекурово в Липецкой губернии. К нему приходило много людей…
Из-за болезни жены знаменитый хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий с семьёй переехал в сухой и жаркий климат, в город Ташкент.…
В 1921 году большевики арестовали епископа Балахнинского Петра Зверева. Владыку безосновательно обвинили в разжигании религиозного фанатизма и отправили…
This website uses cookies.