Послание к Евреям святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Евреям святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел. Мозаика

Евр., 321 зач., IX, 8-10, 15-23.

Глава 9.

8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.

9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,

10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.

15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.

16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,

17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.

18 Почему и первый завет был утвержден не без крови.

19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,

20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.

21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.

22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.

23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который только что прозвучал, посвящен теме жертвоприношения. Практически во всех религиозных традициях именно жертвоприношение является центром богослужебной жизни. С древнейших времен оно воспринималось как определенное пространство, в котором человек может вести диалог с божеством, своеобразный канал связи, который позволяет выйти в духовную реальность. С его помощью люди благодарили Бога, просили у него поддержки, каялись в своих грехах. Поэтому в жертву приносили только лучшее. Лучшие плоды, лучший скот, лучшее имущество. Наивысшей, совершенной жертвой считалась кровавая жертва. Именно о ней сегодня и рассуждает апостол Павел.

Он напоминает своим слушателям о древнем еврейском празднике, который называется Йом-Кипур, то есть, День Очищения или же День Искупления. Его смысл состоял в следующем. Как мы помним Израиль заключил с Богом завет, то есть союз. Согласно уговору, Господь обещал хранить Свой народ в ответ на то, что евреи будут тщательно соблюдать Его закон. Любое нарушение закона считалось грехом. За грех необходимо было принести жертву, что евреи и делали регулярно. Но, вдруг, кто-то из народа не хотел по своему нерадению или неверию каяться, или же просто забыл свои грехи? Именно по этой причине и был установлен День Очищения. Его кульминацией было храмовое богослужение. Первосвященник приносил в жертву тельца, собирал его кровь в специальный сосуд и после входил в помещение, доступ в которое на протяжении всего года был закрыт. Это помещение называлось Святая Святых. Это было сердце храма, в котором находился ковчег завета со скрижалями десяти заповедей Моисея. Кровью животного первосвященник кропил крышку ковчега, а потом и сам жертвенник, на котором приносили жертву. Считалось, что теперь храм и народ очищен от той греховной скверны, которая могла на нем оставаться, и отношения Израиля с Богом восстановлены.

По мысли апостола Павла, этот обряд несовершенен. Его было необходимо совершать каждый год, да и, кроме того, какой бы ритуал ни был красивый, возвышенный и торжественный он не мог окончательно преодолеть пропасть между Богом и человеком. Поэтому обряд Йом-Кипур для апостола — это бледная копия, предчувствие Голгофской жертвы, всего лишь тень того, что совершил Христос. На кресте Бог приносит в жертву Сам Себя, проливает Свою кровь, чтобы человеку был прощен его грех, и он смог вернуться к своему Творцу. Причем Спаситель приносит эту жертву единократно, но этого достаточно на все времена и для всех людей, какие бы тяжкие проступки они не совершили.

Так возникает совершенно новое пространство для диалога между человеком и Творцом. И все мы призваны к тому, чтобы принять в нем участие. По словам апостола Павла, человек усваивает плоды того очищения, которое совершил Христос, участвуя в таинствах Церкви, центральное из которых — Таинство Евхаристии, то есть Причастия. Именно здесь мы вкушаем Тело Христово и пьем Его кровь, без пролития которой, как говорит сегодня апостол, не бывает прощения грехов.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем