
Апостол Павел. Мозаика
Евр., 321 зач., IX, 8-10, 15-23.
Глава 9.
8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
18 Почему и первый завет был утвержден не без крови.
19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,
20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.
21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который только что прозвучал, посвящен теме жертвоприношения. Практически во всех религиозных традициях именно жертвоприношение является центром богослужебной жизни. С древнейших времен оно воспринималось как определенное пространство, в котором человек может вести диалог с божеством, своеобразный канал связи, который позволяет выйти в духовную реальность. С его помощью люди благодарили Бога, просили у него поддержки, каялись в своих грехах. Поэтому в жертву приносили только лучшее. Лучшие плоды, лучший скот, лучшее имущество. Наивысшей, совершенной жертвой считалась кровавая жертва. Именно о ней сегодня и рассуждает апостол Павел.
Он напоминает своим слушателям о древнем еврейском празднике, который называется Йом-Кипур, то есть, День Очищения или же День Искупления. Его смысл состоял в следующем. Как мы помним Израиль заключил с Богом завет, то есть союз. Согласно уговору, Господь обещал хранить Свой народ в ответ на то, что евреи будут тщательно соблюдать Его закон. Любое нарушение закона считалось грехом. За грех необходимо было принести жертву, что евреи и делали регулярно. Но, вдруг, кто-то из народа не хотел по своему нерадению или неверию каяться, или же просто забыл свои грехи? Именно по этой причине и был установлен День Очищения. Его кульминацией было храмовое богослужение. Первосвященник приносил в жертву тельца, собирал его кровь в специальный сосуд и после входил в помещение, доступ в которое на протяжении всего года был закрыт. Это помещение называлось Святая Святых. Это было сердце храма, в котором находился ковчег завета со скрижалями десяти заповедей Моисея. Кровью животного первосвященник кропил крышку ковчега, а потом и сам жертвенник, на котором приносили жертву. Считалось, что теперь храм и народ очищен от той греховной скверны, которая могла на нем оставаться, и отношения Израиля с Богом восстановлены.
По мысли апостола Павла, этот обряд несовершенен. Его было необходимо совершать каждый год, да и, кроме того, какой бы ритуал ни был красивый, возвышенный и торжественный он не мог окончательно преодолеть пропасть между Богом и человеком. Поэтому обряд Йом-Кипур для апостола — это бледная копия, предчувствие Голгофской жертвы, всего лишь тень того, что совершил Христос. На кресте Бог приносит в жертву Сам Себя, проливает Свою кровь, чтобы человеку был прощен его грех, и он смог вернуться к своему Творцу. Причем Спаситель приносит эту жертву единократно, но этого достаточно на все времена и для всех людей, какие бы тяжкие проступки они не совершили.
Так возникает совершенно новое пространство для диалога между человеком и Творцом. И все мы призваны к тому, чтобы принять в нем участие. По словам апостола Павла, человек усваивает плоды того очищения, которое совершил Христос, участвуя в таинствах Церкви, центральное из которых — Таинство Евхаристии, то есть Причастия. Именно здесь мы вкушаем Тело Христово и пьем Его кровь, без пролития которой, как говорит сегодня апостол, не бывает прощения грехов.
Поддержать создание столовой для нуждающихся в Омске

Каждый день на территорию храма преподобного Ефрема Сирина в городе Омске приезжают добровольцы Православной службы «Милосердие — Крутая Горка». Они привозят и раздают горячие обеды, чистую одежду и другую помощь нуждающимся. Среди тех, кто приходит сюда — Снежанна, мама четверых детей. Семья приехала в Омск из зоны боевых действий по совету знакомых. Сегодня у мамы и детей есть временная крыша над головой, однако во многом другом без поддержки им приходится трудно. Поэтому Снежанна обратилась за помощью в один из местных храмов. Так она узнала о службе «Милосердие — Крутая Горка» и её добрых делах. Через добровольцев службы многодетная мама получает всё, что необходимо ей и детям, особенно семью выручают наборы с едой.
Пять дней в неделю православные волонтёры приезжают в несколько районов города, где собирается очередь из тех, кому необходим горячий обед и не только. Как замечают сами православные добровольцы — тарелка вкусного супа или разговор за чашкой чая, способны вернуть отчаявшимся людям веру в добро и надежду на позитивные перемены.

Сейчас служба «Милосердие — Крутая Горка» готовит к открытию в Омске благотворительную трапезную «Гостеприимный Авраам». Она будет работать каждый день. Это место станет точкой опоры для сотен людей. Трапезная почти готова и для того, чтобы она заработала нужно приобрести столы и стулья, плиты и холодильник. Поддержать инициативу омских православных добровольцев можно на сайте службы «Милосердие — Крутая Горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О Боге в мировом кино: Кшиштоф Занусси». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете АвгустИна До-Егито.
Разговор шел о фильме «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем», какие вопросы в этом фильме ставит режиссер Кшиштоф Занусси, как размышляет об отношении человека к смерти и о том, что может человеку примириться с Богом.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед посвященных тому, как классики мирового кинематографа обращались к темам, связанным напрямую с жизнью Церкви, церковной историей и Библией.
Первая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (эфир 13.10.2025)
Вторая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Робера Бессона «Дневник сельского священника» (эфир 14.10.2025)
Третья беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Ингмара Бергмана «Причастие» (эфир 15.10.2025)
Четвертая беседа с Августиной До-Егито была посвящена циклу фильмов Кшиштофа Кислёвского «Декалог» (эфир 16.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 17.10.2025». Оксана Кавальская, Ольга Зайцева

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Марина Борисова, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и продюсер гостевых программ на Радио ВЕРА Оксана Кавальская вынесли на обсуждение темы:
— Фотовыставка «Церковь помогает» — о помощи Русской Православной Церкви в зоне конфликта;
— Очные встречи с участниками «Академии журнала «Фома»;
— Праздник Покрова Пресвятой Богородицы;
— Осень — время грусти или радости?
Все выпуски программы Журнал