
Евр., 334 зач., XIII, 7-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как открыть в себе неиссякаемый источник духовной силы? Какие конкретно действия необходимо для этого совершить и как в целом организовать свою жизнь? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 13-й главы послания апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 13.
7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.
10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.
11 Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,
12 то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;
14 ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
15 Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.
16 Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
В первой части прозвучавшего отрывка апостол Павел говорит о наставниках. То есть о тех, кто доносит до простых верующих истины Евангелия и таким образом приводит их ко Христу. Также апостол упоминает об их смерти. Но при этом он напоминает важную истину: наставник уходит, а Господь остаётся. «Иисус Христос, — говорит он, — вчера и сегодня и во веки Тот же».
Из всего этого становится очевидным, как апостол Павел понимает такое явление, как наставничество. Истинный наставник в вопросах веры — это не оракул, который может дать ответы на все вопросы и принять за меня сложные решения. Это не тот, кто собирает вокруг себя почитателей своих духовных талантов. В первую очередь — это тот, кто приводит людей к Богу, а потом отходит в сторону. Его задача предельно проста. Личным примером показать, как можно вступить в личные отношения с Богом и поддерживать их путём исполнения евангельских заповедей.
Во второй части апостол Павел говорит о противоположном явлении. Из его слов следует, что были в Церкви наставники, которые распространяли учение о том, что духовная сила напрямую связана с тем, что мы едим. Возможно, это были отголоски иудейского закона, согласно которому существует пища чистая и нечистая. Возможно, это было влияние некоторых греческих культов, где пренебрегали всяким проявлением материальности, а потому к пище относились очень избирательно. Одно известно точно — это учение имело успех. Ведь часто именно совершение внешних ритуальных действий даёт уверенность, что ты на правильном пути. И всегда найдутся те, кто использует это в своих корыстных целях.
Вопреки этому апостол Павел утверждает, что подлинной силой человеческое сердце наполняет лишь благодать Божья. А она не зависит от того, что человек ест или что он пьёт. Она зависит от того, как мы совершаем внутреннюю работу. Как мы сверяем свою совесть с Евангелием. Как мы понуждаем себя во всём искать волю Творца. Как мы стараемся быть полезными тем людям, которые нас окружают. Как мы прощаем обидчикам и должникам. Как мы не отвечаем злом на зло. Как мы идём восстанавливать отношения с теми людьми, которые нам досадили и причинили боль. Как мы воздерживаем себя от злословия, пересудов и сплетен. Как мы берём на себя ответственность и мужество не угодничать перед сильными, не обижать слабых, не жаловаться о своей непростой ситуации и оставаться человеком со всеми, с кем нас сведёт судьба. Именно всё это про настоящую христианскую жизнь, именно этому и должен учить настоящий наставник. Потому что именно такой образ мысли и действий соединяет нас со Христом и становится источником жизни вечной.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 80. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 "Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их".
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы.
3 сентября. О целостности внутреннего мира человека

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
О целостности внутреннего мира человека — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова — приговор всякой розни, всякой внутренней распре. Дьявол есть отец разделения, лжи и хаоса.
Но посмотрите на Христа. В Нём полная целостность. Он творит не волю врага, но волю пославшего Его Отца. Его дело не разделять, но собирать, не разрушать, но исцелять. Каждое чудо, каждое слово Его — это явление единой воли Пресвятой Троицы, совершенной любви и единства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос пришёл как сильный, чтобы связать сильного дьявола и расхитить его сосуды. Он побеждает разделение мира своим абсолютным единством с Отцом.
Этот же призыв к целостности обращён и к нам. Наш внутренний дом, наша душа не может устоять, если в нём разделение между верой и жизнью, между молитвою и делом.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О духовной борьбе

В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем».
О духовной борьбе — протоиерей Максим Горожанкин.
Духовная жизнь православного христианина неразрывно связана с борьбой со страстями. На первый взгляд может показаться, что человека верующего, да и неверующего, может заботить только лишь борьба со страстями плотскими.
Но человек состоит из тела и души, и, совершая брань с грубыми страстями плотскими, мы не должны забывать о страстях духовных, таких как гордость, зависть, осуждение в помыслах.
И сочетая в себе борьбу как с плотскими, так и с духовными страстями, мы должны восходить от силы в силу, имея перед собой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема