
Евр., 334 зач., XIII, 7-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как открыть в себе неиссякаемый источник духовной силы? Какие конкретно действия необходимо для этого совершить и как в целом организовать свою жизнь? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 13-й главы послания апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 13.
7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.
10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.
11 Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,
12 то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;
14 ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
15 Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.
16 Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
В первой части прозвучавшего отрывка апостол Павел говорит о наставниках. То есть о тех, кто доносит до простых верующих истины Евангелия и таким образом приводит их ко Христу. Также апостол упоминает об их смерти. Но при этом он напоминает важную истину: наставник уходит, а Господь остаётся. «Иисус Христос, — говорит он, — вчера и сегодня и во веки Тот же».
Из всего этого становится очевидным, как апостол Павел понимает такое явление, как наставничество. Истинный наставник в вопросах веры — это не оракул, который может дать ответы на все вопросы и принять за меня сложные решения. Это не тот, кто собирает вокруг себя почитателей своих духовных талантов. В первую очередь — это тот, кто приводит людей к Богу, а потом отходит в сторону. Его задача предельно проста. Личным примером показать, как можно вступить в личные отношения с Богом и поддерживать их путём исполнения евангельских заповедей.
Во второй части апостол Павел говорит о противоположном явлении. Из его слов следует, что были в Церкви наставники, которые распространяли учение о том, что духовная сила напрямую связана с тем, что мы едим. Возможно, это были отголоски иудейского закона, согласно которому существует пища чистая и нечистая. Возможно, это было влияние некоторых греческих культов, где пренебрегали всяким проявлением материальности, а потому к пище относились очень избирательно. Одно известно точно — это учение имело успех. Ведь часто именно совершение внешних ритуальных действий даёт уверенность, что ты на правильном пути. И всегда найдутся те, кто использует это в своих корыстных целях.
Вопреки этому апостол Павел утверждает, что подлинной силой человеческое сердце наполняет лишь благодать Божья. А она не зависит от того, что человек ест или что он пьёт. Она зависит от того, как мы совершаем внутреннюю работу. Как мы сверяем свою совесть с Евангелием. Как мы понуждаем себя во всём искать волю Творца. Как мы стараемся быть полезными тем людям, которые нас окружают. Как мы прощаем обидчикам и должникам. Как мы не отвечаем злом на зло. Как мы идём восстанавливать отношения с теми людьми, которые нам досадили и причинили боль. Как мы воздерживаем себя от злословия, пересудов и сплетен. Как мы берём на себя ответственность и мужество не угодничать перед сильными, не обижать слабых, не жаловаться о своей непростой ситуации и оставаться человеком со всеми, с кем нас сведёт судьба. Именно всё это про настоящую христианскую жизнь, именно этому и должен учить настоящий наставник. Потому что именно такой образ мысли и действий соединяет нас со Христом и становится источником жизни вечной.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Жизель. Ольга Цой

Я очень люблю балет. Люблю это искусство за тяжёлый труд, самоотречение, одухотворённость. «Душой исполненный полёт» — лучше Пушкина не скажешь о классическом танце. И среди балетных спектаклей мой самый любимый — «Жизель».
Шедевр девятнадцатого века. Чудесная музыка Адольфа Адана, задушевная и понятная всем история по мотивам легенды, пересказанной Генрихом Гейне, о девушке, которая была обманута своим возлюбленным, но сумела простить его. И о юноше, который прошёл путь покаяния, чтобы понять, что значит настоящая любовь. Я пересмотрела это произведение много раз, пока не поняла, чем же оно меня покорило. «Православная линия в русском искусстве» — так назвали «Жизель» искусствоведы.
Интересный факт: этот балет был впервые поставлен в Париже, но, перенесённый на русскую сцену, совершенно изменился благодаря трактовкам исполнителей главных партий. Наших замечательных балерин Ольги Спесивцевой, Анны Павловой, Галины Улановой, в разные годы танцевавших «Жизель». И они наделили героиню глубоко духовными чертами: жертвенностью, целомудрием, умением любить и прощать. Исполнители мужской партии переосмыслили образ главного героя, который проходит путь покаяния и духовного очищения, полностью меняется благодаря искупляющей жертве своей погибшей возлюбленной.
Когда я начала писать серию публикаций, посвящённых «Жизели», изучала рецензии прошлых лет. В них прочла, что многие русские критики писали, как на спектакле ощущали подобие «молитвенной атмосферы храма». Их восхищал бестелесный, почти монашеский, образ главной героини. Красивая и незатейливая история, попав на почву русской ментальности, зазвучала гимном христианской любви.
Во многих произведениях искусства — литературе, музыке, кино, балете — я снова и снова встречаю поиск человеком Бога, стремление ко Господу, утверждение христианских ценностей. Ведь подлинная цель искусства, как мне кажется, это прославление Бога и соединение с Ним.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Внешность женщины. Татьяна Маругова

Вспоминается мне такой случай: в одной семье воцерковилась жена, назовём ее Мария, стала ходить в храм, молиться, изучать православие. И решила она для себя, что православная женщина должна выглядеть по-другому, не так как она выглядела раньше.
Мария отказалась от cвоего привычного внешнего образа. Перестала носить костюмы, туфли на каблуках. В гардеробе остались: пара длинных темных юбок, кофты балахоном серого цвета и темные аскетичные платья. Казалось, это — прямо противопоставление себя женщинам, которые одеваются модно, вызов общепринятым сегодня представлениям о женской красоте.
Среди жен друзей супруга Маша теперь выделялась. Кто-то из приятелей мужа однажды попросил свою жену меньше общаться с Марией, а то она в храм поведет, и научит так же странно выглядеть.
Спустя время Маша стала замечать, что ее муж теряет к ней интерес. Он начал вслух восхищаться другими женщинами, их стилем, красотой. Супружеские отношения охладели. Муж все чаще задерживался на работе. Казалось, брак в опасности.
И тогда Мария решилась обсудить проблему со священником.
— Что ты хочешь показать таким мрачным внешним видом? — спросил он.
Мария задумалась. И через время ответила:
— Наверное то, что я могу не зависеть от красивых вещей, от соблазнов этого мира.
— Но разве для этого нужно выглядеть так, чтобы перестать нравиться мужу? — возразил батюшка. — Разве аскеза в одежде? Почитай житие супруги Дмитрия Донского, Евдокии. Там рассказывается, что, когда умер муж, она стала править вместо него. Одевалась, как подобает княгине, — в дорогие одежды, да украшения с каменьями. Однажды сын Юрий спросил мать о слухах, порочащих её доброе имя. Что, мол, она выглядит и ведет себя не как горюющая вдова. Тогда великая княгиня Евдокия Московская созвала всех своих сыновей и сняла часть великокняжеской одежды. Дети увидели, что мать под роскошными платьями носит власяницу.
После беседы со священником Мария, наконец, поняла, что духовное делание, если и может проявляться внешне, то точно не в том, чтобы выглядеть отталкивающе. Батюшка рекомендовал Марии вернуться к ее привычному стилю, чтобы не печалить мужа, не вводить его в искушение.
Я рассказываю эту историю, потому что уверена, что женщина должна нести красоту в этот мир. И еще важно не пугать людей, стоящих на пороге храма тем, что, воцерковившись, придется мрачно одеваться.
Часто как аргумент против моей позиции приводят цитату из Апостола Павла, где он говорит: «Да будет украшением вашим — жены — не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом».
Конечно, православная женщина — это прежде всего женщина красивая внутренне, но ведь апостол не исключил внешнюю красоту, а расставил акценты, что важнее.
Мне кажется, главное — чтобы мы, православные женщины, подражая женам мироносицам, прежде всего спешили делать добрые дела и старались видеть в человеке главное —— Образ и подобие Божии, а значит, не торопились осуждать за внешний вид, ибо не знаем, какие «тайные вериги» несет женщина, что происходит в ее семье, и почему одна женщина носит рубище, а другая ходит на высоких каблуках. Ведь сердце человека —— это тайна. И ведает ее лишь Господь.
Автор: Татьяна Маругова
Все выпуски программы Частное мнение
Бог любит каждого. Светлана Чехова

Я часто думаю о том, что мы ничего не знаем о людях. Видим их оболочку, слышим часть мыслей, которые они озвучивают, и судим поступки, с которыми соприкасаемся. Но и понятия не имеем, что на самом деле думает и чувствует человек, какой опыт стоит за его плечами и насколько стёрты туфли, в которых он прошёл путь своей жизни. Способны ли мы вообще в этом разобраться? И стоит ли разбираться?
Господь сказал нам просто любить всех, как и Он Сам любит ежедневно каждое живое существо. Любовь — в принятии, в прощении, в сострадании, в умении видеть в другом не просто оболочку, а душу.
Уже много лет я участвую в кормлении бездомных. Организация или благотворительный фонд собирают волонтёров, готовят еду и раздают в определённое время. Наблюдая за бездомными, я обнаружила, что среди них есть люди очень добрые и доверчивые, в своё время обманутые и лишившиеся квартиры, люди умные и интеллигентные, вовремя не справившиеся со сложной ситуацией, и есть те, кто ведёт, несогласующийся с общественным образ жизни. Но все они, не смотря на багаж за спиной и своё поведение, одинаково получают горячую тарелку супа с пирожком.
Я решусь сравнить это кормление бездомных с отношениями Бога и человека. Тарелка супа — это, как любовь Господа, которую Он даёт каждому. Независимо от того, знает ли человек откуда она и достоин ли он её по земным меркам. А отношение бездомного к раздаваемой пище — это отношение людей к любви Божией: кто-то очень благодарен, кто-то воспринимает это, как должное, а кто-то недоволен. Но все получают свою тарелку, потому что в глазах Бога все равно любимы.
Многие притчи Христа, такие как притча о блудном сыне или о потерянной овце, иллюстрируют безграничное Божье милосердие и желание вернуть каждого заблудшего. Христос общался с людьми всех сословий: грешниками, сборщиками налогов, прокажёнными. Даже те, кто отдалился от Бога, остаются объектом Его любви и желания спасения.
Я поняла, как важно видеть в каждом человеке образ Божий, даже если он искажён неприятным внешним видом, грехом и заблуждениями. И вместо того, чтобы осуждать, стараюсь проявлять сострадание и дать поддержку. Ведь зачастую за внешней грубостью и неприязнью скрываются боль и одиночество. Не случайно схиархимандрит Макарий (Болотов) говорил: «Утешай людей. Ругать-то их есть кому, а вот утешать некому. Утешай!».
Мне кажется в мире, полном осуждения и критики, доброе слово и утешение помогут человеку преобразить свою жизнь, изменить к лучшему и раскрыть свой потенциал, заложенный Господом.
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение