Евр., 333 зач., XII, 25-26; XIII, 22-25.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У каждого апостольского послания есть своя цель, иногда этих целей несколько, и все их легко определить. Нет того послания, которое было бы написано не ради устранения той или иной проблемы в ранней Церкви, а ради самого себя. Конечно же, Послание апостола Павла к Евреям — не исключение, его цель — подчеркнуть роль Личности Господа Иисуса Христа как Воплощённого Бога, выше Которого не может быть никого. Послание к Евреям делает это через многочисленные отсылки к Ветхому Завету, ведь именно Ветхий Завет был основной мировоззрения адресатов послания. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 12-й и 13-й глав Послания апостола Павла к Евреям. Давайте послушаем эти не теряющие своей актуальности слова.
Глава 12.
25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,
26 Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.
Глава 13.
22 Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.
23 Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.
24 Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.
25 Благодать со всеми вами. Аминь.
В библейской книге Исход, а также в следующей за ней книге Чисел немало довольно печальных жестоких эпизодов. В качестве примера такого рода можно вспомнить рассказ из 16-й главы книги Чисел, в котором идёт речь о преступлении некоторых израильтян, суть этого преступления заключалась в сомнениях относительно источника власти Моисея и его брата Аарона. Претензии восставших звучали, как кажется, вполне обосновано: «Полно вам; всё общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Числ. 16:3). Иными словами, эти люди не понимали, почему священство принадлежит лишь Аарону и его потомкам, а не всем израильтянам. Моисей не стал спорить, он предложил провести своего рода эксперимент: подойти с кадильницами к жертвеннику, и Господь Сам определит, чьё служение Он приемлет — Аароново или же тех, кто решил присвоить себе священство, не имея на то оснований. Закончилось всё печально, но очень поучительно: земля поглотила восставших, однако перед этим явился Господь, явно давший понять, что Его воля была явлена через Моисея.
Это не единственная подобная история. В ней, и в других схожих случаях мы видим одну и ту же схему: Бог говорит с народом через Моисея, а те, кто пренебрегает словами Моисея, несут тяжёлое наказание, иногда дело доходит и до смерти.
В только что нами услышанном отрывке Послания к Евреям апостол обращался к людям, которые прекрасно знали Ветхий Завет, значит, они знали и об ответственности за неисполнение слов Моисея. Однако, Моисей — пусть и избранник Божий, но он человек, да, он глашатай воли Божией, но глашатай никогда не равен тому, чью волю он возвещает. Эту мысль Послание к Евреям использовало для того, чтобы указать на принципиальное отличие Евангелия Христова от всего того, что было сказано ранее. В Ветхом Завете мы найдём слова Бога лишь в пересказе — неважно, Моисея, пророков, Давида или же других авторов книг Священного Писания, в Новом — Воплощённый Бог говорит с человеком лицом к лицу, без каких бы то ни было посредников, а потому Послание к Евреям и приходит к очевидному выводу: если не проявлявшие должного послушания Моисею подвергались неизбежному наказанию, то неужели смогут избежать ответственности те, кто игнорирует слово Христа?
Да, Господь милостив, да, Он прощает наши грехи, более того, Он на Кресте освободил нас от греховного рабства, а потому мы можем жить так, как повелевает Спаситель. Если же мы сознательно уклоняемся от такой жизни, то нам не стоит погружаться в иллюзорные представления о Боге как о всепрощающем беспринципном абстрактном добряке, нет, Бог не таков, и об этом явно свидетельствует Священное Писание Нового и Ветхого Заветов.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Соборное послание святого апостола Иакова
Иак., 50 зач., I, 1-18.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Церковь в лице своих святых, оставивших по себе письменное наследие, непрестанно напоминает нам, что если мы хотим быть в полной мере христианами, то мы должны стараться как можно чаще читать Священное Писание. Конечно, простого чтения как восприятия суммы информации недостаточно, чтение должно быть осмысленным, читая Писание, стоит соотносить прочитанное с нашей жизнью. Такое соотнесение редко вызывает радость и ликование, чаще же всего библейский текст нас обличает, и это хорошо, ведь принимая таковое обличение, мы потихоньку меняемся, меняется и наше отношение к миру, и ко всему в нём происходящему. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 1-й главы Соборного послания апостола Иакова, в этом отрывке немало тех мыслей, мимо которых невозможно пройти, и которые представляют собой вызов для привычного нам взгляда на жизнь.
Глава 1.
1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, радоваться.
2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, и дастся ему.
6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
9 Да хвалится брат униженный высотою своею,
10 а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.
11 Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.
12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.
17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
18 Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.
Людям свойственно стремиться к жизни спокойной, мирной, размеренной и предсказуемой. Собственно, об этом мы молимся за каждым богослужением, произнося слова из 2-й главы Первого послания апостола Павла к Тимофею: «Ещё молимся... дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим. 2:2). Однако вошедший с момента грехопадения Адама и Евы грех так или иначе оказывает влияние на нашу жизнь, а потому она далеко не всегда бывает тихой и безмятежной, большей же частью мы вынуждены проживать различного рода непростые времена, к которым можно относиться как к чему-то досадному и крайне неприятному, а можно и так, как то предлагает делать апостол Иаков в прозвучавшем только что отрывке его Соборного послания.
Напомню слова святого апостола: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1:2). Далее он объяснил и причину для радости, оказывается, что искушения, или, иначе, неприятности, это не что иное, как испытание нашей веры, которое должно привести к стяжанию терпения, ну а терпение способно привести христианина к совершенству. Получается, что конечный смысл выпадающих на долю человека испытаний состоит в том, чтобы человек стал совершенным. Конечно, когда мы читаем о совершенстве в Священном Писании, нам стоит помнить, что речь здесь идёт вовсе не о том совершенстве, о котором мечтают впечатлённые фитнес-моделями юные девушки, в библейском понимании совершенство — это, с одной стороны, та совокупность приобретённых качеств человека, которая делает его по-настоящему взрослым и ответственным, а с другой, это приближающая к Богу степень духовного развития. Оказывается, что и первое, и второе невозможно без испытания веры через различного рода нестроения.
Думается, что эти слова святого апостола чрезвычайно актуальны в наше довольно беспокойное время. Нам важно помнить, что апостол Иаков писал своё Послание не в ситуации финансовой и политической стабильности, его слова — это не плод теоретизирования, это выражение собственного непростого опыта, того опыта, который в конечном итоге привёл апостола к казни от рук его соплеменников иудеев. Выраженный апостолом опыт помог ему остаться до конца верным Христу, а это и есть высшая степень совершенства, и её можно приобрести. Дай Бог, чтобы именно к такому совершенству все мы стремились, и чтобы данная апостолом Иаковом инструкция по приобретению истинного совершенства не осталась без нашего внимания.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Евангелие от Матфея». Анастасия Медведева
У нас в студии была кандидат философских наук, старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, библеист Анастасия Медведева.
Разговор шел о Евангелии от Матфея, как появился этот текст, в чем его особенности, что известно о евангелисте Матфее и почему это евангелие стало одним из четырех, включенных в состав книг Нового Завета.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Жизнь как задача». Игумен Владимир (Маслов)
У нас в гостях был клирик Екатерининского мужского монастыря города Видное Московской области игумен Владимир (Маслов).
Мы говорили о том, какие задачи стоят перед человеком в его земной жизни и что об этом сказано в Священном Писании.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер