Евр., 319 зач., VIII, 7-13.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Мнение окружающих весьма сильно влияет на нас и определяет нашу жизнь. Не всегда это плохо. Ведь порой это удерживает нас от неблаговидных поступков. Однако есть и отрицательные стороны. Порой мы чрезмерно зависим от того, что о нас говорят и думают другие. Идём у людей на поводу, теряем себя. Своё решение этой проблемы предлагает тот отрывок из 8-й главы послания апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 8.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
У одного из великих древнееврейских святых, пророка Иеремии, есть предсказание о наступлении особого времени в истории человечества. Однажды Бог заключИт с людьми новый союз вместо старого, который Он когда-то заключил со всем Израильским народом. Отношения Творца и людей приобретут иное качество. Если раньше, чтобы поддерживать связь с Богом, иудеям было необходимо соблюдать закон, написанный на скрижалях, а также в других писаниях пророка Моисея, теперь всё изменится. Закон Божий будет написан у каждого человека в самом его сердце.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел ссылается на это пророчество и утверждает, что оно совершилось. С пришествием в мир Христа Спасителя наступила новая эпоха. Бог заключил новый союз, как его называет Павел, Новый Завет. И теперь в близкие отношения с Творцом может вступить не только тот, кто происходит от праведного Авраама. Но всякий, кто уверует в Иисуса как Мессию и Сына Божия.
Далее апостол довольно чётко определяет признак, который указывает на то, что человек действительно находится в новых отношениях с Богом: «не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня». Понимать эти строки можно следующим образом. Обыкновенно, тот, кто соблюдает букву закона, волей-неволей превозносится над теми, кто её не соблюдает. В свою очередь нарушитель закона нередко чувствует свою вину за преступление. В широком смысле у него возникает естественный стыд за своё несоответствие принятой норме. Именно так устроено ветхозаветное общество. Мы все озираемся друг на друга с мыслью, а что о нас скажут, и что подумают.
Однако те, кто вступил в новые отношения с Богом, имеют такой источник благодати внутри, что, даже если они безупречны перед лицом закона, то ни капли не превозносятся над окружающими. Говоря проще, не поучают их менторским тоном. Не стоят над душой со своими правилами и принципами. Более того, если такой человек в чём-то отступил от принятых законом правил, он не испытывает чувства стыда и вины. Однако не потому, что его сердце каменное, как у злодея. А потому, что Бог живёт и действует в его сердце. Божественная воля направляет все его мысли, чувства, слова и поступки. И теперь норму поведения для него устанавливает не общество, не мнение большинства, а глубокая и живая духовная интуиция. Это и есть то новое знание Бога, о котором говорит Павел.
Несмотря на то, что номинально многие из нас принадлежат к христианской Церкви, в нас ещё очень много ветхого, не обновлённого. В частности, мы всё ещё бывает кичимся своим благочестием, добропорядочностью, успешностью и превозносимся над ближними. И наоборот, если за какие-то свои действия мы становимся в глазах окружающих неблагонадёжными, нерукопожатными, мы испытываем целую палитру тяжёлых чувств. Сегодня апостол призывает нас к духовному росту. Тот, кто посвящает Свою жизнь поиску и исполнению воли Творца, кто во всех Своих делах старается жить по Евангелию, служить ради Христа окружающим, вступает с Богом в Новый Завет. А вместе с этим получает особую духовную интуицию, дар милости и снисхождения к людям и, конечно же, свободу и независимость от того, что о нём говорят и думают окружающие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Всплески»
И вот эти всплески, как обычно весной, когда всё пробуждается, пробуждаются внутренние силы... Не знаю благодаря чему: посту ли, весне, ― но чувствуешь себя тонким хрупким зелёным росточком. И вместе с тем такие же рождаются строки:
Заневестилась весна,
Света радужные полосы,
Изумрудная трава,
С солнцем спутанные волосы.
Все выпуски программы Утро в прозе
13 января. О значении печатного слова в жизни человека
Сегодня 13 января. День российской печати.
О значении печатного слова в жизни человека — протоиерей Артемий Владимиров.
Вспомним в этот день слова святого Паисия Афонского: Мир устал от слов. Устал от слов, произносимых устно и печатных слов, потому что худо бывает слово, если оно произносится неискренно, если оно тенденциозно, ангажировано, то есть отдано во власть каких-то сомнительных идей, если работник печати зависит от денежного мешка. И сегодня мне хотелось бы сказать, что человеческая душа доверчива, поэтому публичные служители слова обличены огромной ответственностью, если они дезориентируют обывателя. Если тот, ведом как телец на убой, словом продажным и неискренним, служащим злобе дня, но не вечной неприходящей истине. Поэтому хочется пожелать работникам печати, среди них есть прекрасные журналисты, писатели, хочется пожелать им прежде всего той истины, которую высказывал незадолго до кончины святейший Патриарх Тихон исповедник всероссийской: Нет такой силы ни на небе, ни на земле, которая бы меня заставила поступиться собственной совестью. Совесть — детектор истины.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 января. О рассуждениях святого Паисия о Рождестве Христовом
Сегодня 13 января. Отдание Рождества Христова и День памяти Преподобного Паисия Святогорца.
О рассуждениях святого Паисия о Рождестве Христовом — священник Родион Петриков.
Однажды Паисия Святогорца спросили, а как человек может пережить праздник духовный? Преподобному при жизни задавали много вопросов о самых разных проблемах, и святой умел в ответах находить простые, точные и духоносные слова. Ответы при этом получались оригинальными и смелыми. Так, раскрывая тему церковных праздников, старец отвечал, люди мирские стремятся постичь смысл Рождества Христова с помощью жареной свинины, пасхи — с помощью печеной баранины, а масленицы — при помощи конфетти. Однако каждый человек должен постоянно исследовать и переживать божественные события. Наш ум, продолжает святой Паисий, должен находиться в празднуемых событиях, и мы должны с благоговением следить за стихирами и тропарями, которые поют. Когда ум человека пребывает в божественных смыслах, человек переживает священные события и таким образом изменяется.
Действительно, наша радость празднуемого великого события Рождества Христова будет настоящей, если, по слову преподобного Паисия, мы переживем это событие «сосредоточенным умом и очищенным сердцем». События Рождества Христова, которые воспринимаются не просто внешне, но, прежде всего, через нашего внутреннего человека, обязательно послужат нашему спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема