Евр., 305 зач., II, 2-10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Закон гражданский и закон церковный, закон общественный и закон евангельский — как они соотносятся? Может быть, они взаимоисключают друг друга, или, напротив, они друг другу тождественны и взаимозаменимы? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,
4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим;
6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?
7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих,
8 все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено;
9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.
Только что прозвучавший отрывок апостол Павел адресует христианам, которые пришли в Церковь Христову из иудейской религии. Начинает он с того, что подчёркивает уникальность евангельского откровения. Согласно древним иудейским преданиям, Моисей получил закон от Бога на горе Синай в присутствии ангелов. Благодаря этому закону у людей сформировались представления о том, какие поступки разрушают общественные отношения и уводят человека от Бога. Поэтому и говорит Павел, что через ангелов было возвещено слово, которое, во-первых, указывало, что считать преступлением и непослушанием, а, во-вторых, устанавливало за эти нарушения определённую меру наказания.
И далее апостол продолжает. Если еврейский народ с огромным уважением и благоговением относился к этому закону, стремился скрупулёзно исполнять все его предписания, то насколько тщательней люди должны исполнять тот закон, который дан им Богом лично. Насколько внимательней они должны относиться к словам Иисуса Христа и стремиться их воплотить в своей жизни. Ведь то, что дал людям Спаситель, — это полнота Истины, полнота откровения. Другими словами, Господь дал людям такое знание о Боге, к которому уже ничего невозможно добавить. Ни одна из существующих религий не сможет никогда предложить ничего более высокого и совершенного. Евангелие открывает о Боге истину, которая в рамках нашей земной истории является предельной.
В чём же заключается это откровение? Этому как раз и посвящена вторая часть сегодняшнего отрывка послания апостола Павла к Евреям. Апостол говорит о том, что Творец мира стал таким же, как мы, человеком, прошёл через страдания, умер на кресте и таким образом проложил путь, пройдя по которому, каждый из нас может прийти к той славе, к которой нас предопределил Бог. Вот этот путь и описан в евангельском законе.
Рассуждения апостола Павла и те образы, которые он приводит, могут казаться нам очень схоластичными и оторванными от реальности жизни. Однако это лишь до того момента, пока мы не встаём на путь осознанного, ежедневного исполнения Евангелия. Пока мы не начинаем применять заповеди Христа об отношении к ближним в практике повседневного общения. Тогда мы начинаем остро ощущать, чем отличается наша порядочность и законопослушность перед лицом социальных норм и правил от того образа жизни, который нам предлагает Евангелие.
Откровение, которое было дано через Моисея в присутствии ангелов, подсказывало человеку, как он может быть законопослушным и порядочным перед лицом закона и общества. Подобные кодексы до сих пор существуют в виде социальных правил и норм. Мы руководствуемся ими в своей деятельности, чтобы быть рукопожатными. Но зачастую следование этим предписаниям не наполняет моё сердце, не приносит ему удовлетворения. Откровение, которое дал Христос, подсказывает, в каком направлении двигаться, чтобы исполнить своё предназначение. Чтобы стать тем, кем мне предназначено быть в замысле Создателя. Чтобы найти себя и обрести, наконец-то, мир и радость в своей душе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Человек добро творящий. Ксения Хайсанова
Удивительная книга — Евангелие. Неважно сколько раз ты читала или слышала в храме эпизоды из Священного писания, Господь снова и снова обращает внимание на что-то новое в них, на детали, которые раньше не замечала. И через этот новый смысл Бог показывает, как подправить вектор духовной жизни.
Так, в один из воскресных дней на литургии услышала отрывок из Евангелия от Матфея о том, как Господь умножил хлебы и две рыбки, чтобы накормить собравшийся народ. Я всегда воспринимала этот эпизод лишь как чудо умножения еды из любви Бога к человеку, но слова священника на проповеди открыли для меня новый смысл этого отрывка.
Батюшка сказал: «Обратите внимание вот на какую деталь: Апостолы первыми заметили, что люди голодны и подошли ко Христу с просьбой отпустить народ, чтобы те могли пойти и купить себе еды. А Господь ответил: "не нужно им идти, вы дайте им есть". Тогда ученики нашли немного хлеба и две рыбки. Христос совершил чудо умножения пищи. Но этот хлеб людям раздали апостолы. Так же и в нашей жизни — продолжил священник, — Мы часто замечаем, что какому-то человеку нужна помощь, поддержка, но проходим мимо, думая, что как-то Бог ему поможет. Но именно мы должны помощь, мы должны помолиться, и тогда Отец Небесный, видя наше усердие, сотворит Чудо».
Эти слова коснулись моего сердца, даже кольнули его. Никогда раньше не рассматривала описанное событие с этой стороны.
Замечаю ли я, что где-то могу помочь? Замечаю. Использую ли я эти возможности? Чаще прохожу мимо, говоря или думая примерно следующее: «Господи, все равно не смогу».
Да, мои возможности не так уж велики, но ведь это не дает мне право бездействовать, ждать любви от других и не пытаться что-то отдать взамен? Да, я одна не смогу, а с Господом — совсем другое дело.
Выходя в то утро из храма, мне захотелось обратиться к Творцу с такими словами: «Господи, помоги быть человеком не мимо проходящим, а добро творящим!»
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение
24 октября. Об ответе апостола Петра на вопрос Христа

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?»
Об ответе апостола Петра на этот вопрос — священник Захарий Савельев.
«За кого почитает Меня народ?» Как мы с вами знаем, эти слова Господь задал группе своих учеников, но ответил на них апостол Пётр со словами: «Ты есть Христос, Сын Бога Живого». То есть апостол Пётр исповедовал божественность Спасителя, хотя до конца, как человек еще не просвещённый Духом Святым до Дня Пятидесятницы, до конца этого не осознавал и не понимал, а только верил в это.
Одни Спасителя принимали, как мы с вами знаем, за Илью, другие — за воскресшего Иоанна Предтечу или одного из других пророков, но почитали именно за человека. Также и сегодня мы с вами знаем, что есть даже религиозные группы, которые почитают Спасителя за Его человеческое естество. Кто-то Его считает мудрым человеком, но только словам апостола Петра принадлежат правдивость и истина, что Господь является Богом, который стал одним из нас.
Он является Богом, Который стал человеком. Господь есть Иисус Христос, истинный Бог и истинный человек. И вот это сверхъестественное событие в жизни рода человеческого так ярко подчеркнул и описал в своей краткой речи апостол Пётр.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 октября. О цели христианина быть со Христом
В 3-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе».
О цели христианина быть со Христом — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел в письме к филиппийцам пишет: «Я не считаю себя чего-то достигшим великого и не обращаю внимания на своё прошлое, но простираюсь вперёд для того, чтобы стремиться к цели и почести вышнего звания во Христе Иисусе».
И что же это за вышнее Божье звание, о котором он говорит? Во-первых, он научает нас смирению в этих словах, потому что не надо кичиться и оценивать свои какие-то достижения. «Я не смотрю на прошлое, я простираюсь только вперёд, в Царство Божье».
И вот эта почесть звания Божьего в устах апостола Павла — это быть чадом Царства Божьего, быть со Христом. Вот это и есть самое главное звание христианина — унаследовать вечное Царство вместе с Господом.
Поэтому апостол Павел не обращает внимания ни на какие свои собственные заслуги, но, как бы забывая их, говорит, что главная заслуга — это Христос и Царство Божье, которое простирается впереди нас.
Вот так и мы, уподобляясь апостолу Павлу, в свою очередь, должны не восхвалять себя какими-то, может быть, достижениями или успехами в духовной жизни, но знать, что главная цель — это Христос в вечном Царстве.
Все выпуски программы Актуальная тема







