Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Апостольские чтения

Послание к Евреям святого апостола Павла

Послание к Евреям святого апостола Павла


Евр., 319 зач., VIII, 7-13.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Слово «завет» нередко встречается на страницах Священного Писания. Да и в церковной литературе можно услышать такие выражения, как Новый Завет и Ветхий Завет. О том, что именно они означают, мы узнаём в отрывке из 8-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 8.

Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.

Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,

9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.

10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.

11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,

12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению

Слово «завет» — славянское. На русский язык его можно было бы перевести как «союз», «соглашение», «договор». Так вот, первый союз, о котором сегодня упоминает апостол, был заключён на горе Синай, после того как Бог при помощи Моисея вывел евреев из египетского рабства. Этот договор был предложен евреям в виде свода правил, заповедей, которые регламентировали общественную и религиозную жизнь Израиля. Суть соглашения заключалась в том, что, если евреи обязуются эти заповеди исполнять, Бог будет с ними. А если они будут их нарушать, то собственноручно лишат себя покровительства Творца. То есть Ветхий Завет — это юридический контракт. Соблюдаешь закон — ты праведен. Нарушаешь — совершаешь грех. Что происходит у тебя внутри, не так важно, если ты не нарушаешь норм поведения.

Ситуация меняется с приходом Христа. Господь заключает с человеком Новый Завет. Он создаёт Церковь. Это особое пространство, в котором отношения между Богом и человеком строятся не на юридической основе, как раньше. Церковь — это таинственная область, в которой действует божественная благодать. Благодаря ей люди могут входить в такой тесный контакт с Творцом, что сами начинают чувствовать и думать, как Бог. Именно об этом говорят слова: «вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их». Теперь воля Божия — не просто свод внешних правил, которые я вынужден исполнять, чтобы меня не наказали. Теперь это голос внутри меня, особая духовная интуиция. Святые христианской Церкви — это те, кто максимально, насколько это возможно человеку, развил в себе эту интуицию. Кто приобрёл ум и чувства Христа. Они стали определять содержание их внутреннего мира, а также их слова и поступки. Это не книжное, а личное знание Бога. Отчётливое осознание Его реального присутствия в собственной жизни. Поэтому и говорит Павел от имени Бога: «все, от малого до большого, будут знать Меня».

И грех теперь — это не просто нарушение закона. О чём свидетельствуют слова Господа: «Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более». Настоящий грех в Новом Завете — это, скорее, состояние, когда вместо желания во всех своих делах исполнять волю Небесного Отца и служить тем, кто меня окружает, я чрезмерно сосредотачиваюсь на создании уюта и комфорта в своей жизни. У меня пропадает благодатная духовная интуиция. Я перестаю слушать и слышать голос Бога в своём сердце. Я теряю ум Христов. Я концентрируюсь на своих чувствах. Я перестаю быть служителем и превращаюсь в потребителя. В этом случае, даже несмотря на внешнюю добропорядочность, благопристойность и религиозное благочестие, Дух Божий покидает меня. Внутри образуется пустота, которую невозможно заполнить никаким даже самым дотошным исполнением внешних правил и предписаний. Ведь единственное, что может нас наполнить и дать нашей душе мир и покой, — это благодать Христа Спасителя. А она поселяется в сердце того, кто выстраивает свои личные отношения с людьми по новому закону, по закону милости, любви и прощения.

tolpekina

Последние записи

«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое»

В 1946 году святителя Луку Войно-Ясенецкого перевели на Крымскую кафедру. Поселился архиепископ на втором этаже ветхого дома. Здесь же…

18.05.2024

Санитарный автомобиль для Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге

«Скорее всего вы мне ничем не поможете, но на всякий случай я решила прийти...» — сказала Наталья, оказавшись на пороге Благотворительной больницы…

18.05.2024

«Неделя о Жен-мироносиц». Свящ. Павел Усачев

В нашей студии был клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве священник Павел Усачёв. Разговор шел…

18.05.2024

«Уроки жен-мироносиц». Прот. Александр Никольский

Нашим собеседником был настоятель храма Трех святителей в Раменках, отец 10 детей протоиерей Александр Никольский. Мы говорили о жёнах-мироносицах:…

18.05.2024

«Мужчины и женщины». Наталия Инина

У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова…

18.05.2024

Комната, где дети не плачут. Дарья Кравченко

Помню, как сейчас. Вечер. Я смотрю на недоклеенные обои в коридоре нашей квартиры и говорю…

18.05.2024

This website uses cookies.