
Апостол Павел
Евр., 333 зач., XII, 25-26; XIII, 22-25.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Западное богословие, соединившись с римским правом, породило образ Бога — неумолимого, но праведного Судии, для Которого справедливость выше милосердия. И проявлением такого положения дел является то, что за каждый грех обязательно посылается наказание. Впрочем, внимательное прочтение текстов Нового Завета даёт нам несколько иной, более глубокий и сложный ракурс восприятия. О христианском понимании страдания и наказания, например, пишет в 12-й и 13-й главах послания к Евреям апостол Павел. Отрывок из данного послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 12.
25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,
26 Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.
Глава 13.
22 Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.
23 Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.
24 Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.
25 Благодать со всеми вами. Аминь.
Каждый человек в своей жизни встречается со страданием. Для кого-то оно принимает форму болезни, для кого-то страдание — это утрата близких людей. Так или иначе, никто из живших или живущих на земле не смог избежать душевной боли, которая возникает при соприкосновении с печальными сторонами нашего мира. Регулярно приходится слышать, что источником человеческих страданий является Бог. Это якобы Он посылает людям различные болезненные испытания, чтобы держать их под контролем, сделать их зависимыми от Себя. На самом деле всё обстоит иначе.
Господь каждого из нас привёл в этот мир с одной целью — чтобы мы познали радость жизни. Но Бог не лишил нас свободы воли. Все люди обладают реальной свободой действий, за которые они несут ответственность. Человек волен выбирать — делать ему добро или зло. Но он должен понимать, что сотворённое зло неминуемо принесёт страдание. Таким образом, страдание — обязательное последствие греховных поступков и потакания страстям. Бог с печалью наблюдает за тем, как мы раз за разом совершаем ошибки. Но взять и отменить трагические последствия грехов Он не может, ведь это значило бы отменить наш выбор, нашу свободу.
Однако Бог не остаётся равнодушным. Две тысячи лет назад Он послал в наш мир собственного Сына, Который прошёл путь страданий и искупил всех людей. Господь участвует в нашей жизни ежедневно — Своим промыслом обращает беды, которые породил грех, ко благу. Если всё так хорошо, тогда почему же страдания присутствуют в жизни верующих церковных людей?
Действительно, даже святые не ограждены от болезней и несчастий. Если бы вера и добродетели давали гарантию от страданий, очень многие люди сделались бы благочестивыми. Но беда в том, что это не было бы ни верой, ни добродетелью, — церковная жизнь стала бы просто страховкой. А страховку покупают вовсе не из любви к Богу или ближнему, а чтобы избежать страданий. Подлинные вера и любовь проявляются тогда, когда понятно — страховки они не дают. Но человек хранит их, не боясь страданий.
Потому что где-то в глубине души понимает, что страдание — это в каком-то смысле нормальная часть жизни. Когда женщина рождает ребенка, она испытывает жуткую боль. Но затем её наполняет радость, счастье. Исполняя Христовы заповеди милосердия, мы тоже испытываем страдания. Ведь мы выходим из зоны комфорта, лишаем себя тех или иных приятных вещей, но конечный итог превосходит все наши ожидания. Ведь когда благодать Божия наполняет собой жертвенное сердце, она даёт новые силы, вдохновение и ощущение истинного счастья. Которое ничто материальное дать не способно. Ведь временное просто не может заменить собой Господа — источника вечных и совершенных благ.
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











