
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Еф., 229 зач., V, 8-19.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, 9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу, 11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение начитается с довольно простых слов: вы были тьма, а теперь вы свет. Мы считываем эту метафору довольно легко, ваша жизнь была полна грехов и пороков, но теперь вы очистились и живете праведно. Так можно было бы сказать о ком угодно, кто решил начать жизнь с чистого листа. Но апостол говорит не просто о свете, он называет своих учеников «светом в Господе», потому что их обновление, их укоренение в добре — это результат не простой психологической настроенности, не простой ориентации на свет и добро… Это результат их единства со Христом, единства свободного и благодатного.
Но кто-нибудь скажет, что все это слова, к тому же еще и непроверяемые. И даже если человек считает себя принадлежащим к свету, как он может это доказать? Для апостола ответ очевиден: надо поступать как чадо света. Получив Духа в Пятидесятницу ученики Христовы должны являть плоды Его присутствия в своей жизни.
Интересно, что для чтения во второй день праздника, Церковь избирает не рассказ о чудесном схождении Духа на кого-нибудь из апостольских учеников, хотя таких историй не мало в книге Деяний. Акцент в сегодняшнем чтении на другом: на плодах, которые должны наполнять жизнь человека. И такой выбор чтения совершенно не случаен. Дело в том, что абсолютное большинство из нас, современных христиан, не переживали таких откровений, которые описываются в книге деяний. Увидев чтение, которое совершенно отлично от нашей жизни, мы могли бы с грустью отметить, что услышали еще одну историю о чем-то чудесном, но с нашей реальностью плохо соотносящемся. Всякий христианин пережил в своей жизни личную Пятидесятницу, он был миропомазан после таинства крещения и получил Дары, которые должен был развивать. И если рассказ о видимом схождении Духа в образе огненных языков сложно применить к себе, то слова апостола о том, о стремлении к благу, к праведности и истине сказаны о каждом из нас. И задумываться каждый должен не о том, чтобы получить выгоду, обеспечить себя и карьерно вырасти, но о том, что благоугодно Богу, что будет исполнением Его воли. При этом поступать нужно не топорно, не просто исполняя заповедь как инструкцию, но задумываясь над тем, чтобы все получили наибольшую пользу. Это, последнее может показаться чем-то простым, но в реальности мы так часто стремимся действовать по шаблону и не желаем духовно трудиться, что достигаем лишь внешнего и временного благополучия. Но что же нам делать, если дни лукавы и каждый понимает пользу по-своему… Апостол дает ответ и на этот вопрос: искать не своей пользы, но пользы общей, а кроме того читать Писание и молиться, обращаясь в сердцах наших к Господу.
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О творчестве Владимира Шалинского

Сегодня 12 декабря. В этот день 100 лет назад родился композитор Владимир Шаинский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Отказать в талантах Владимиру Шаинскому никак нельзя. Благодаря его оптимизму жизненному, юмору, умению с детьми говорить детским языком он достиг такой степени известности и популярности, которая современным песенникам и не снилась. «Крокодил Гена», «Чунга-Чанга», «Облака — белогривые лошадки», «Дождь пойдёт по улице», «Старуха Шапокляк», «Не плачь, девчонка», «Птицы счастья завтрашнего дня», «Уголок России», «Отчий дом» — эти произведения исполнялись миллионами, слушали — десятками миллионов, и все они родились в сердце человека, который никогда не унывал и стремился видеть светлую сторону жизни, не склонен был к депрессии, к негативу. «Именно по плодам познаётся всякое древо», — говорит Спаситель. Возможно, Владимир Шаинский был человеком далеким от Церкви, но и поныне дети всех наций, званий, состояния, а значит, и крещёные детки влюблёнными глазами смотрят, как по лужам шагает Крокодил Гена, как Чебурашка распевает добрые песенки, и мы с вами не можем не отдать дань песенникам той уже ушедшей культуры, которые много потрудились для созидания человеческой души, её веры в добро, взаимопомощь, товарищество, а значит, помогали человеку стать личностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О заповедях Божьих как основе гражданского закона
Сегодня 12 декабря. День Конституции Российской Федерации.
О заповедях Божьих как основе гражданского закона — протоиерей Михаил Самохин.
Наше Отечество получило представление о правовой системе из Византии вместе со Святой Православной Верой. И хотя «Русская правда» и соборные уложения средневековой Руси, конечно, не кодекс Юстиниана, смысл заложенных в них установлений также имеет в своей основе отсылку к заповедям Божиим как к основе всякого закона.
Сама идея человеческого достоинства основана на том, что человек сотворён по образу Божию, а право на жизнь и правосудие основаны ещё на Ветхозаветном, Моисеевом законе и других установлениях Священного Писания. Самое же главное христианское основание любого закона заключается в самой вере в то, что помимо земного суда есть Суд Божий, который невозможно оспорить, а решение которого сколь милостиво, столь и справедливо. Будем же помнить об этом и стараться реже нарушать законы, земные и небесные.
Все выпуски программы Актуальная тема











