Еф., 230 зач., V, 20-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отношения между супругами — тема весьма актуальная и весьма болезненная. Явно свидетельствует об этом как социальная статистика, так и стремительное растущее число семейных психологов и коучеров. Каждый из них предлагает свой рецепт здоровых отношений в браке. А что по этому поводу думает Священное Писание? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Ефессянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел предлагает нам образ брачных отношений, которые можно назвать гармоничными и сбалансированными. Секрет этих отношений в том, что жена оказывает мужу почтение и уважение, в свою очередь муж проявляет всяческую любовь и заботу по отношению к своей супруге.
Важно, что для апостола крепкий брак — это обоюдно встречное движение. Метафора, которая помогает ему проиллюстрировать эту закономерность, — отношение тела и головы. Очевидно, что лишь человек с нездоровой психикой будет не учитывать потребности своего тела или же прямо вредить ему. Точно так и признак здорового тела — это способность всегда откликнуться на те запросы, которые посылает ему голова.
Так и в браке. Каждый призван играть свою роль. Каждый, согласно апостолу Павлу, делает то, что заложено в нём от природы. Жена создаёт атмосферу тепла и уюта, муж обеспечивает защиту. Жена — внутреннее убранство дома, муж — его стены и крыша. Образно говоря, жена — душа, муж — тело.
Особую богословскую глубину этим рассуждениям о супружеских отношениях сообщает сравнение брака с отношениями между Христом и Его Церковью. Господь — жених, община верующих, их сердца и души — его невеста. Спаситель отдал Свою жизнь за Церковь. Лучшие Его ученики стараются во всем угодить Господу, тщательно исполняют Его евангельские заповеди.
Кажется, как всё просто. Но почему же тогда не удаётся сохранить семью? Почему умирает брак? Почему люди уходят из отношений разочарованные, когда поток эмоций первой влюблённости сходит на нет? Одним словом, что необходимо сделать, чтобы нащупать, а потом и сохранить этот хрупкий баланс, который является условием нормальных отношений в семье?
Первое, что следует непосредственно из рассуждений апостола, — каждому из нас необходимо увидеть границы своей природы. Кто я по замыслу Бога как женщина? Кто я в мыслях Творца как мужчина? Семейный крах начинается тогда, когда мы переступаем эти пределы. Женщина забывает о женственности, а мужчина о мужественности.
Чтобы этого не произошло апостол и даёт практический совет. С него начинается отрывок: «Благодаря всегда за всё Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа». В семье должен незримо присутствовать Третий, к которому должны быть направлены все наши мысли. А именно, всё, чем бы ни занимались муж и жена, должно происходить в присутствии Бога. С ним супруги должны быть связаны чувством благодарности.
На практике это означает, что главной целью совместной деятельности мужа и жены должно быть не накопление имущества или же улучшение жилищных условий. На первом месте для них должно быть исполнение евангельских заповедей. То есть осознанное желание все свои дела совместно согласовывать с волей Творца, а также целенаправленно служить окружающим людям во имя Христа. «Ищите прежде Царства Божия, всё остальное приложится вам», — призыв Спасителя, который касается и семейной жизни. С чего же можно начать?
Необходимо помолиться, сесть, посмотреть друг другу в глаза и чётко проговорить эти вещи. То есть собрать семейный совет и на нём определить свою совместную цель. А потом обсудить, как именно мы вместе будем двигаться по этому пути. И главное — не думать, что, если мы всей семьёй ходим в Церковь, эти вещи подразумеваются сами собой. Честный и открытый диалог принципиально важен в таких вещах.
Не будем сомневаться, даже если в нашей семье хаос и мы на грани, уже за одно это действие Господь каким-то образом проявит Себя. А если мы будем с усердием ежедневно двигаться по этому пути, то постепенно всё вернётся в свои, Богом установленные, пределы. Каждый из нас получит новый духовный опыт, а наша семья тот незримый фундамент, который и в дальнейшем поможет ей устоять и пройти через трудные периоды жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Музыка и вера». Юрий Постарнаков, Андрей Зверев
У нас в гостях были участники музыкальной группы «После одиннадцати» Юрий Постарнаков и Андрей Зверев.
Мы говорили о музыке и вере, об истории группы и о том, как в своем творчестве наши гости используют традиции русской народной музыки.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Реабилитация и поддержка зависимых». Алексей Лазарев, Константин Мельников
У нас в гостях были представители православного центра «Реабелитация Лайв»: руководитель центра и руководитель направления помощи наркозависимым Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Алексей Лазарев и выпускник центра Константин Мельников.
Наши гости поделились, как они начали помогать страдающим наркотической или алкогольной зависимостями, почему такую зависимость трудно распознать в себе и трудно преодолеть, каким образом осуществляется поддержка и помощь зависимым как в специальных центрах, так и онлайн, каково значение духовного руководства для тех, кто проходит реабилитацию, а также что можно посоветовать страдающим от зависимостей людям и их близким.
Все выпуски программы Делатели
3 декабря. О Судном дне
В 17-й главе Евангелия от Луки есть слова о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа: «В ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится».
О Судном дне, — протоиерей Василий Гелеван.