Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Апостольские чтения

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Послание к Ефесянам святого апостола Павла


Еф., 221 зач., II, 14-22.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Во время войн и разного рода катаклизмов многим людям кажется, что главное — это мир и безопасность. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос мы слышим в отрывке из второй главы послания апостола Павла к Ефесянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 2.

14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, 

15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, 

16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, 

18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 

20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, 

21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 

22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

Человек враждует с человеком практически с самого начала своего существования. Казалось, бы начало этому положил Каин, но на самом деле уже Адам и Ева после грехопадения смотрели друг на друга оценивающим и враждебным взглядом. Внешне оценка и враждебность, конечно, ещё не вражда, но, по сути, это разная степень одного и того же явления. Да и ненависть к человеку отличается от ненависти к народу только масштабом, в то время как духовно они представляют собой одно и тоже явление. Однако корень всех этих нестроений не в том, что люди чувствуют по отношению друг к другу. Всё началось с того, что человек изменил своё отношение к Богу. Своим непослушанием и скрытым за ним пренебрежением, он отверг Творца и поставил в центр жизни себя, узурпировав себе право распоряжаться доверенным ему миром. Именно там, ещё в саду Эдемском, человек ведёт себя как узурпатор, отчего так боится окружающих, подозревая их в желании лишить его власти.

В начале отрывка, который мы услышали, апостол Павел называет Христа источником мира для человека, потому что Спаситель соединяет людей и разрушает преграды, которые их разделяют. В данном случае под двумя людьми апостол имеет в виду иудея и язычника, которые были разделены верой и нравственной жизнью. Даже архитектура ветхозаветного храма предполагает, что дальше специального двора путь язычникам, пусть и благочестивым, был закрыт.

Сам Адам, как и его потомки, не смогли жить в мире между собой. Сегодня людям кажется, что несовершенство жизни во многом происходит из-за несовершенства правил. Но дело далеко не только в правилах, дело в самом человеке. Именно поэтому Бог в лице Иисуса Христа пришёл не для того, чтобы дать нам новые правила, но для того, чтобы пересоздать нас как людей, чтобы стать Новым Адамом и устроить мир на новых основаниях. Впрочем, речь, конечно, не только и даже не столько о мире между людьми. При беглом прочтении отрывка из апостольского послания так может показаться, но на самом деле это не так. Христос примиряет в себе иудеев и язычников для того, чтобы примирить тех и других с Богом. Как и иудеи, у которых был закон, так и язычники, у которых такого закона не было, согрешили и не смогли быть послушными Богу и жить в любви. В свою очередь Христос как Новый Адам приходит и оказывается послушен Отцу во всём, даже до крестной смерти. Он делает это ради людей и в Его лице нам открывается любящий и жертвенный лик Бога, Который не враждует с нами, но нас спасает.

Взойдя на крест, Иисус Христос уничтожает нашу вражду против Творца, и мы получаем возможность не просто вернутся в рай, но начать ещё более глубокие и личные отношения с Ним. И, только по-настоящему примирившись с Богом, мы изнутри этих новых отношений можем посмотреть на людей по-новому и устремиться к миру с ними. Наивно думать, что по-настоящему мирные отношения с людьми возможны просто на основании доброй воли. Наша добрая воля всё время даёт сбой, сколько бы мы ни старались. Чтобы обрести подлинный мир с другими людьми, надо вспомнить, что мы дети Божии и стать братьями и сёстрами во Христе.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

ishkeeva

Последние записи

Деяния святых апостолов

Деян., 18 зач., VIII, 5-17. «Самое трудное, что человек должен преодолеть, — это самого себя», — писала в своём дневнике…

21.05.2024

Беседная икона Божией Матери

В 1383 году жители России люди наблюдали необъяснимое явление: по воздуху над городами и весями чудесно перемещался образ…

20.05.2024

Далматская икона Божией Матери

Далматская икона Божией Матери связана с именем преподобного Далмата. От рождения этого святого звали Дмитрий Иванович Мокринский.…

20.05.2024

«Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного»

В 1824 году монах Иларион поселился уединённо недалеко от села Троекурово в Липецкой губернии. К нему приходило много людей…

20.05.2024

«Нужно всем сердцем возлюбить заповеди Христовы»

Из-за болезни жены знаменитый хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий с семьёй переехал в сухой и жаркий климат, в город Ташкент.…

20.05.2024

«Как хотел бы я открыть своё сердце и показать вам, как страдания очищают его»

В 1921 году большевики арестовали епископа Балахнинского Петра Зверева. Владыку безосновательно обвинили в разжигании религиозного фанатизма и отправили…

20.05.2024

This website uses cookies.