Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Апостольские чтения

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Послание к Ефесянам святого апостола Павла


Еф., 230 зач., V, 20-26.

Глава 5.

20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,

21 повинуясь друг другу в страхе Божием.

22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,

23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.

24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,

26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сопоставление апостолом Павлом внутрисемейных отношений с отношениями между Церковью и Христом зачастую понимается христианами несколько искажённым образом. Многим бросается в глаза адресованный жёнам апостольский призыв, в котором он требует, чтобы они повиновались своим мужьям, а все дальнейшие слова этого отрывка люди предпочитают не замечать или же не акцентируют на них внимания, тогда как существенно важно именно то, что апостол пишет после фразы «жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу». Пишет же он следующее: «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною посредством слова» (Еф. 5:25–26).

Христос — Глава Церкви. Это богословский факт, это христианская аксиома. Но каким образом Христос стал Главой Церкви? И что вообще означают эти слова? Да и что такое, собственно, Церковь? Проблема состоит в том, что у понятия «Церковь» есть очень много определений, но среди них нет такого, которое было бы безоговорочно принимаемо всеми богословами и, как следствие, нет такого определения, которое бы безоговорочно принимала вся Церковь как совокупность верующих. По сути дела, каждый христианин волен выбирать любое из существующих авторитетных определений в зависимости от предмета разговора. На практике так и происходит, именно по этой причине в церковной среде с удивительной регулярностью возникают споры относительно границ Церкви, то есть относительно того, кого можно считать членом Церкви, а кого нет. Но так как мы имеем дело с посланием апостола Павла, то и определение Церкви стоит также брать из павловых посланий. Самое яркое и известное из них содержится в первой главе Послания к Ефесянам и звучит так: «Всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём» (Еф. 1:22–23). Из этой фразы можно сделать уже давно сделанный и всем известный вывод: Церковь, по апостолу Павлу, — это Тело Христово. Под Телом Христовым здесь понимается совокупность всех верующих в Христово Воскресение. Конечно, у этого определения есть множество оговорок, но для размышления над прозвучавшими сегодня словами апостола Павла нам будет достаточно понимания Церкви именно как Тела Христова.

В книге «Деяний святых апостолов» есть слова апостола Павла о том, каким именно образом была основана Церковь и почему Христос Её Глава: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). То есть Церковь немыслима без Христовых Страданий, которые выражены через пролитие Его Крови. Он пострадал, Он умер и воскрес, и лишь после этого Господь Иисус Христос произнёс слова, зафиксированные в Евангелии от Матфея: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Его власть — непосредственное следствие отданной за Церковь жизни. Соответственно, повиновение Церкви Христу — тоже следствие Христовых Страданий и Смерти.

Когда апостол Павел обращается к жёнам и пишет про необходимость безоговорочного повиновения мужьям, то он упоминает и о Страданиях Спасителя: «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» (Еф. 5:25). Следовательно, повиновение мужьям напрямую связано с их любовью к жёнам по примеру Христа и Его любви к Церкви. Повиновение не может строиться лишь на том биологическом факте, что муж — это муж, а жена — это жена, повиновение жён мужьям должно, по мнению апостола Павла, иметь совсем иную, несравненно более глубокую основу — жертвенную любовь мужей к своим жёнам, готовность служить им так, как служил и служит человечеству Христос Спаситель, готовность мужей умереть за своих жён так, как умер за нас Христос.

tolpekina

Последние записи

Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 91 зач., VI, 3-11. «Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов».…

04.05.2024

Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку

Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи…

03.05.2024

«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков

У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия…

03.05.2024

Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.…

03.05.2024

«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402

— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события? — Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом,…

03.05.2024

Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан

Фото: Piqsels Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской…

03.05.2024

This website uses cookies.