
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Еф., 231 зач., V, 25-33.
Глава 5.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол Павел говорит о супружеских отношениях, о любви и служении друг другу. Он сравнивает их с отношениями гораздо более возвышенными и глубокими — с тайной отношений Христа и Церкви. Очевидно, что это сравнение возникает не на пустом месте, так как в Ветхом завете Сам Бог нередко сравнивает Свои отношения с народом с браком.
Существует ли Христос отдельно от Церкви, если она Его тело? Конечно, ведь Он ходил по земле, общался с учениками и другими людьми... Но, если мы поставим вопрос иначе: ради чего Бог воплотился? Мы скажем однозначно: Бог стал человеком и родился на земле ради людей, объединенных с Ним и в Нем, то есть ради Церкви. Существует ли Церковь вне Христа? Конечно, нет. Но существуют отдельные люди, разумные и свободные, которые могут ответить на призыв Христа, согласиться с замыслом Божиим и стать Церковью. Иными словами Иисус как Христос, Мессия существует для тех, кого призывает и спасает, а люди собираются в Церковь ради того, чтобы реализовать Божий замысел, с которым они согласны.
Именно в этом смысле отношения мужчины и женщины оказываются соотносимы с тайной Христа и Церкви. Муж не может быть мужем без жены, так же, как и жена — не может быть женой без мужа, они существуют как муж и жена друг друга. Как мужчина и женщина они могут существовать сами по себе, но как муж и жена существуют ради друг друга. Апостол в другом месте так и пишет: муж ради жены и жена ради мужа. Впрочем, очень важно понимать, что такое ощущение может быть в человеке только глубоко личным. Сам по себе он может сказать: я существую в другом и ради другого, но совершенно недопустимо думать так о другом: он существует ради меня, он обязан жить моими интересами. Из этого рождается желание переделать человека под себя, отказ от того, чтобы считать его личностью, свободной и ценной перед Богом.
Как часто люди, услышав слова апостола Павла о том, что жена должна слушаться мужа, делают из этого вывод, что они имеют право превратить ее в дополнение к своей жизни, в обслуживающий персонал, в того, кто должен безропотно подчиняться. Однако апостол совершенно не имеет в виду простого подчинения и неравенства. Да, Христос — глава Церкви, но невозможно себе представить, чтобы Он действовал в ней силой и принуждением. Понимая опасность того, что в патриархальном обществе его слова могут быть интерпретированы как основа семейного деспотизма, апостол показывает, как Христос действует в Церкви. Он достигает ее чистоты посредством крестной смерти и слова.
Сегодняшний отрывок заканчивается призывами мужу любить жену, как самого себя, а жене бояться мужа. В наши дни это кажется глубоко неправильным, ведь мы говорим, что христиане призваны жить в любви. Уже древние, размышляя над этим стихом, отмечали, что апостол говорит здесь не о конце, а о начале пути, в котором еще нет речи о совершенных отношениях... Концом же пути, должна быть жизнь двух в одну плоть, жизнь в любви, которая изгоняет страх.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











