Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Послание к Ефесянам святого апостола Павла


Еф., 227 зач., IV, 25-32.

Глава 4.

25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.

26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;

27 и не давайте места диаволу.

28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.

29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.

30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.

31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;

32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим рассуждение апостола о христианской жизни. Он призывает учеников не лгать, не красть, не допускать раздражения и ярости... и это всё несомненно очень верно, но в его словах не меньшую роль играют добрые дела, которые должны занять место грехов. Место в душе не может быть пустым, мы всё время совершаем те или иные действия... добрые или злые. Многие люди, стремящиеся вести христианскую жизнь начинают с того, что кажется очевидным: они стараются не грешить. Раньше я сквернословил, а теперь нет, был очень гневливым, но теперь стараюсь бороться. Кажется, всё верно, но часто совершается одна ошибка, люди думают, что главное — очиститься от грехов, ведь именно за них Бог их накажет. Не понимая, что и грехи, и добродетели опасны или ценны не сами по себе. Они лишь выражают состояние нашей души. Грехи — болезни и проблемы, а добродетели — присутствие здоровых сил. Грехи делом, от которых мы обычно стараемся избавиться в первую очередь довольно очевидны. Но есть грехи не от дела, а от его отсутствия. Ты можешь не делать зла, но делаешь ли ты добро?

Эта двойственность наших поступков очень хорошо слышна в сегодняшних словах апостола, ведь отказ от греха, по его словам, сразу предполагает доброе.

Отвергнув ложь — говорите друг другу истину. Кажется, если перестанешь обманывать — автоматически начнешь говорить правду. Но это не так. Есть довольно много ситуаций, в которых мы можем промолчать и это не будет, ни правдой, ни ложью. Апостол же говорит, что как члены одной церкви, как братья и сестры мы должны стремиться к искренним и глубоким отношениям. Ибо где как не в Церкви торжествовать правде.

Может показаться, что, когда апостол говорит о гневе, он не предлагает никакого положительного решения. Однако с гневом всё не так просто. Апостол пишет: «Гневаясь не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем». Не проще ли сказать: «Не гневайтесь?», — скажет кто-нибудь, зачем такая сложная конструкция? Но апостол знает, что имеет в виду, ведь гнев может быть разным. Именно поэтому, присмотревшись к его словам, мы поймем, что он не столько против гнева, сколько против греховного гнева, связанного со злостью, агрессией и враждой. Причина праведного гнева — в желании правды, в то время как причина неправедного — в отсутствии любви, которое стремлением к правде только прикрывается. Прекрасно понимая, что грань очень тонка, апостол ставит границы любому гневу, поэтому, каким бы он ни был, он не должен быть долгим и люди должны мириться до захода солнца. Если же дать себе волю, гнев станет основой обиды и разделения, к чему и стремится лукавый. Бог соединяет, а он противопоставляет. Сделать это через гнев греховный или праведный — ему всё равно, главное, чтобы между людьми была вражда.

Итак, какие бы призывы апостола мы ни взяли: не воровать, не сквернословить, не кощунствовать, не позволять себе ярость и всякую злобу, им всегда будет противопоставлено не просто отсутствие чего-то, но активное присутствие добродетели: милостыни, назидания, сострадания и прощения. Зло, очевидно, необходимо искоренить из своего сердца, но вместе с тем его необходимо наполнить добром.

tolpekina

Последние записи

Тайная вечеря – первая Пасха

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г. Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую…

02.05.2024

2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам

Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам. О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.

02.05.2024

2 мая. Об особенностях богослужения дня

Сегодня 2 мая. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери. Об особенностях богослужения дня, — священник Константин Кокора.

02.05.2024

2 мая. О духовном смысле чтения о Христовых страстях

Сегодня 2 мая. Великий четверг. Читаются 12 отрывков Евангелия о страстях Христовых. О духовном смысле чтения, — игумен Лука Степанов.

02.05.2024

2 мая. О важности Причащения Христовых Таин в этот день для всех христиан

Сегодня 2 мая. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери. О важности Причащения Христовых Таин в этот день для всех…

02.05.2024

Артёму Казённых важно отправиться на лечение, нужна помощь

Артёму Казённых 9 лет, он не может нормально двигаться и очень плохо видит. Но благодаря любви и заботе близких, жизнь его…

01.05.2024

This website uses cookies.