
Апостол Павел
Еф., 229 зач., V, 8-19.
ГЛАВА 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, 9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу, 11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Одним из наиболее влиятельных городов Римской империи считался Эфес. Этот город, расположенный в Малой Азии на самом берегу Эгейского моря, богатством и насыщенной культурной жизнью долгое время соперничал с самой столицей империи — Римом. Благодаря своему географическому положению Эфес контролировал значительную часть торговли между западом и востоком. На рынках города можно было найти товары, привезенные из разных концов света. Здесь жили выходцы из многочисленных стран. Особую славу придавал Эфесу храм, посвященный языческой богине плодородия — Артемиде. В храме Артемиды Эфесской не только совершались религиозные действия, но и проходили городские собрания. Кроме того, культовое здание использовалось и как хранилище для казны всех римских провинций Малой Азии. Христианство стало развиваться в Эфесе благодаря деятельности апостола Павла. Он, как минимум, два раза посещал Эфес. Причем во время второго посещения прожил здесь около двух лет и чуть было не пострадал от рук язычников. Те были возмущены, что из-за ежедневной проповеди Павла многие язычники обратились в христианство и потому храм Артемиды опустел. Люди прекратили жертвовать деньги на языческий культ, перестали покупать статуэтки богини. Собственно, бунт против апостола подняли как раз те ремесленники, которые изготавливали из серебра статуэтки Артемиды и из-за деятельности Павла несли теперь серьезные убытки. По причине восстания язычников апостол был вынужден покинуть город. Но там он оставил крепкую общину христиан, о судьбе которой он постоянно заботился, а в конце своей жизни направил христианам Эфеса послание, ставшее духовным завещанием Павла. Отрывок из него мы только что слышали.
Апостол Павел много потрудился, проповедуя учение Христа в Эфесе, и поэтому очень переживал — как бы его эфесские ученики не поддались искушению вернуться к прежней языческой жизни. Такая вероятность имелась, так как храм Артемиды продолжал свою деятельность. Здесь язычники днем приносили обильные жертвоприношения в честь богини, а ночами собирались на так называемые «мистерии», которые, по сути, являлись проявлениями невоздержания и разврата. Апостол Павел призывает христиан Эфеса не искушаться и не посещать храма Артемиды, потому что ничего кроме грехов и пороков там найти нельзя. Павел говорит, что христиане должны жить мудро — не тратить время на совершение грехов, но использовать время жизни для добрых дел. Последователей Артемиды он называет теми, кто пребывает во тьме. Тьмы удобна для тех, кто творит беззаконие. Человек наивно полагает, что в отсутствие света можно безнаказанно грешить. Но Бог видит все, и не важно — ночью или днем действует человек. И христианин понимает, что вся его жизнь освещена присутствием Господа. Человек, живущий без Бога, живет во тьме — в том смысле, что не знает, куда идти и как строить свою жизнь. Христианин стремится открыть для себя волю Божию, а потому жизнь его идет осмысленно и по-настоящему счастливо — ведь в ней присутствует Творец. Плодом такого присутствия, по слову апостола Павла являются для человека благость, праведность и истина — плоды действия Духа Святого в сердце верующего. Плоды Духа, к Которому обращена сегодня молитва Церкви и Которого мы просим — «приди и вселись в нас и очисти нас от всякой скверны»! Пусть же благодать Святого Духа посетит наши сердца и просветит их сиянием Царствия Божия.
11 декабря. О духовных учителях

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего».
Об учениках Христа — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь произносит эти слова, обращая их к Своим ученикам — к апостолам. Просто так ученик не сможет никогда стать выше своего учителя. Чтобы быть наравне с учителем, чтобы взять на себя подвиг и жребий апостольства, сами апостолы должны были трудиться и совершенствоваться в вере, молитве.
И в День Пятидесятницы апостолы получат тот самый дар Духа, который сделает их — простых галилейских рыбаков — способными перевернуть весь мир. И мы увидим, как ученики Христовы будут достойными того, чтобы дойти до края земли с проповедью Христова Евангелия. Мы с вами также являемся продолжателями дела апостолов. И стремясь к христианскому совершенству, мы должны помнить, что труд, молитва в духовной жизни, добрые дела — это неотъемлемая часть всего того, что заповедал нам Христос Спаситель.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 декабря. О том, как распоряжаться богатством

В 6-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого».
О борьбе с соблазнами богатства — священник Николай Дубинин.
И в I, и в XXI веке человек, по сути, не меняется. Все наши страсти и пороки, они, наверное, одинаковы во все времена. Именно поэтому апостол Павел, знаток человеческой души, советует апостолу Тимофею. Он говорит: «Богатых христиан, богатых учеников Христовых увещевай полагаться не на богатство, а на Бога, и чтобы они не возвеличивали сами себя над другими».
Действительно, когда человек материально обеспечен, он имеет большой соблазн «поднимать, что называется, главу над ближними», превозноситься, иными словами, и вот эта надежда на свои материальные блага, на свою какую-то важность, значимость большим соблазном для таких людей может стать.
Поэтому каждый христианин, например, который какую-то руководящую должность занимает или имеет обеспеченность финансовую, должен бороться с этими наклонностями. И лучшее средство борьбы — это помощь ближнему, как раз внимательно осматриваясь вокруг, находить тех людей, которые нуждаются в твоей помощи, и помогать им. Вот тогда этот человек будет служить Богу своим богатством, ну и ближнему, конечно, тоже.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 декабря. О наставлениях Священномученика Серафима (Чичагова)
Сегодня 11 декабря. День памяти Священномученика Серафима (Чичагова), митрополита, пострадавшего за Христа в 1937 году.
О его наставлениях — игумен Назарий Рыпин.
Священномученик Серафим Чичагов говорит о том, что оскорбления других до́лжно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению, как бы они не нас касались. Здесь речь не о том, чтобы быть равнодушным ко всем и с неким пренебрежением к кому-либо относиться.
Как у Иоанна Лествичника есть такой пример, когда один монах, которого он спросил: «А как тытерпишь поношения от братии?» Он говорит: «А что, они, как псы, лают, на них внимание обращать?». Конечно же, не об этом речь, а о том, чтобы не включать свои эмоции, чтобы иметь смирение и принимать какие-либо оскорбления других с надеждой, упованием на Бога. Иногда, принимая как должное за наши грехи, безусловно, тогда это будет полезное для нас отношение. Тогда они действительно не будут нас касаться, как говорит священномученик.
И поэтому важно в скорбях обращаться к Богу, молиться о собственных грехах, чтобы Господь дал нам потерпеть за наши немощи и грехи, и за обидчиков, оскорбляющих нас, тоже помолиться, чтобы Господь дал им разум, дал исцеление и не дал им погибнуть во мраке их собственных страстей и заблуждений, порой которые проявляются в этих оскорблениях в наш адрес.
Все выпуски программы Актуальная тема











